И даже их изобретатель считал, что важно думать в одиночку
Кажется, что представители творческих профессий справляются с мозговыми штурмами лучше, чем любая другая категория профессионалов. В воображении публики их офисы заполнены игрушками-головоломками и клейкими листами разных цветов, и в этих офисах масса быстро мыслящих, хорошо одетых хипстеров, погруженных в глубокие размышления.
Но по данным нового исследования, основанного на опросе 20 тысяч креативщиков из 197 стран, большинство из них — в том числе писатели, музыканты, фотографы и подкастеры, — считают, что мозговой штурм очень часто бесполезен для решения творческих задач.
Опрос, проведенный по заказу голландской файлообменной компании WeTransfer, свидетельствует об опасностях этой формы группового мышления. «В творческом мире мы очень много слышим о сотрудничестве, но кажется, что совместная работа очень важна при воплощении идеи в жизнь, а вот для формирования идей она не очень подходит», — отмечает бывший редактор WeTransfer Роб Алдерсон.
Ежегодный опрос представителей творческих профессий WeTransfer подтверждает более ранние исследования о необходимости индивидуальной подготовки и интроспекции. «Дайте людям время и пространство, чтобы подумать как следует, и качество их идей наверняка станет лучше», — говорит Алдерсон.
Похоже, инстинктивно планируя совещания, мы часто забываем дать участникам возможность подготовиться и сформулировать мысли. Это важный шаг, который отстаивал легендарный рекламный менеджер и популяризатор мозгового штурма Алекс Осборн. «Осборн неоднократно превозносил достоинства одиночества и времени, проведенного вдали от других людей, как части своего творческого процесса, — отмечает журналист Quartz Лайла Маклеллан. — Человек, благодаря которому появился хаотичный ритуал мозгового штурма с доской в центре, точно так же, а то и больше, верил в индивидуальное воображение».
Опрос WeTransfer показывает, что навязанные собрания убивают творчество. Более 40% респондентов считают «работу» — включая административные задачи, которые приходится выполнять в корпорациях, — препятствием для вдумчивого размышления. «Это вызывает беспокойство, учитывая, что почти 90% наших респондентов работают в творческих сферах, где успех или поражение зависят от хороших идей, — говорится в отчете. — Кажется, нам нужно переосмыслить, как мы работаем и отдыхаем, особенно как мы проводим время в офисе».
Независимое мышление также имеет решающее значение при принятии решений. Почти 80% творческих специалистов в опросе WeTransfer говорят, что доверяют собственным инстинктам и исследованиям при оценке идеи. И только 18% готовы поделиться идеями с коллегами и друзьями.
В опросе креативщиков по всему миру WeTransfer обнаружил несколько интересных географических показателей. Например, когда встает вопрос о том, что больше всего отвлекает от генерирования идей, французы чаще всего обвиняют социальную жизнь, а не работу, партнеров или социальные сети. А китайцы чаще указывают пальцем на своих партнеров.
Хотя все больше фактов свидетельствует о том, что мозговой штурм не всегда приводит к лучшим идеям, он не совсем бесполезен. Исследование, проведенное в Университете Северного Иллинойса и опубликованное в журнале Journal Communication Reports, подчеркивает его ценность для формирования команды, а не в качестве тактического совещания. Негласные правила мозгового штурма — позитивность, открытость, опора на чужие идеи — способствуют созданию сплоченности и доверия в команде