Спойлер: нет, для этого недостаточно включить ее в школьную программу.
В последнеее время неравнодушное общество поделилось на две части. Первые кричат, постукивая себя пяткой в грудь, что дети не читают, "сидят в телефонах" и вообще они потерянное поколение. Вторые солидно утверждают, что современные дети самые замечательные: неравнодушные, многосторонние, думающие по-новому. Между этими противниками посередине как раз и стоят наши дети. И проблема чтения, а то и уважения к русской классической литературе, как правило, сводится к тому, что дети не читают то, что они должны читать. По нашему мнению. Как работающий учитель русского языка и литературы, могу ответственно заявить: аргумент "но это же классика" никогда никого не убеждал.
Мысль о реформировании пересмотре школьной программы по литературе звучит все чаще и высказывается самыми авторитетными людьми. Что это значит? Мы идем на поводу у школьников или идем им навстречу? Кажется, что решение очень простое для обоих вариантов. Если мы вместе наскучивших и непонятных Достоевских и Тургеневым предложим детям интересную им литературу, то интерес и к чтению, и к школе вернётся. Можно ещё отругать учителей-предметников, отправить их учиться у таких прекрасных словесников, как Волков, Быков или МарьВанна, чтобы нерадивые школьные преподаватели научились прививать любовь к чтению. Беда в том, что ничего из этого не работает.
В чем беда русской классики глазами современных школьников? (На примере романа "Война и мир")
- Слишком трудный язык, несмотря на то что это по-прежнему современный русский язык. Толстой ещё и известен в узких кругах своей нездоровой любовью с объемным предложениям, которые и сложными назвать язык не поворачивается. Пока дочитываешь его до конца, совершенно невозможно вспомнить, что было вначале. Добавьте сюда отступления самого разного плана, и шанс приобрести несварение и мигрень увеличится в разы.
- Реалии жизни, особенно если речь идёт о высшем свете, аристократии - словом, исторический контекст играет иногда злую шутку. Отношения между дворянскими семьями кажутся непонятными, крепостные крестьяне не вызывают сочувствия, исторические персонажи воспринимаются вообще далёкими и почти нереальными. В самом деле, с чего вдруг
Глеб Жеглов и Володя ШараповБолконский Андрей и Безухов Пьер постоянно рассуждают на какие-то отвлеченные философские темы. Складывалось впечатление, что все это только от хорошей жизни.
- Места, которые все пропускали и читали без удовольствия, - пейзажные описания (знаменитый дуб), французская речь (иногда даже перевод не читается), длинные монологи. Тут уже не хочешь думать, что автор старался для тебя. Скорее, хотел набрать объем, как сегодня делают школьники на экзаменационных сочинениях.
- Излишняя идеализация самого автора приводит к тому, что мы видим не живого человека со всеми достоинствами и недостатками, а почти праведника. Особенное разочарование наступает тогда, когда читатель сам обнаруживает пикантные, неприличные или возмутительные подробности. Тут и недоверие, и возмущение, и отторжение. Как можно верить лицемерам?
- Отсутствие вводной информации, необходимой для понимания текста, очень часто смущает читателя. Никому не хочется чувствовать себя глупо, когда приступаешь к новой книге.
Выбираем книгу для следующей статьи, поэтому хочется узнать, какие произведения школьных лет у вас оставили впечатления?
Все фотографии в статье - собственность автора.
Говорят, что совместные занятия спортом или хобби помогают добиться лучших результатов. Поэтому Дама без собачки рада подписчикам: для них все самое интересное. Делитесь своим мнением, чтобы было еще интереснее.