Найти тему
Культурное Кино

"Извините, мы вас не застали": драма о семье после финансового кризиса

Последнюю картину Кена Лоуча, которую впервые показали на прошлогоднем фестивале в Канне, я посмотрел только в марте 2020-го. За неделю до этого фильм запустили в американский кинопрокат и немногочисленные, преимущественно восторженные, первые рецензии разбавили придирки New Yourker и пары других изданий. Тем не менее, общий фон они не изменили: "Извините, мы вас не застали" остался одним из самых привлекательных фильмов прошлого года. Кроме отзывов на пользу ему играли эстетика, которую передавали даже 2-минутные трейлеры, общая тематика и все так же позитивный тон большинства рецензий.

"Извините, мы вас не застали", IMDb
"Извините, мы вас не застали", IMDb

Семья Рикки и Эбби Тернеров живет в северо-восточной Англии и пытается выкарабкаться из проблем и долгов, которые пришли с кризисом 2008-го года. Рикки тогда потерял постоянную работу на стройке, а деньги и почти купленный дом ушли вместе с обанкротившимся банком.
Мы встречаемся с героями, когда они продают машину Эбби, чтобы купить большой белый фургон — обязательный атрибут нового "бизнеса" Рикки, который купил франшизу компании-доставщика. Так, главный герой в первой половине фильма отвечает за финансово-трудовые страдания, а его супруга — за духовные, пока мечется между "особенными" людьми, которым помогает, и детьми: дочери не хватает внимания родителей, а сын из прилежного ученика превращается в мелкого преступника.

Кена Лоуча называют живым классиком британского кино. Тут я снова признаюсь в том, за что мне стыдно: "Извините, мы вас не застали" — первый и пока последний фильм режиссера, который я посмотрел. Может быть и хорошо: эта картина прекрасна настолько, что теперь очень хочется перебрать всю фильмографию ее создателя.

Дебби Хонейвуд, Кати Проктор, Кен Лоуч, IMDb
Дебби Хонейвуд, Кати Проктор, Кен Лоуч, IMDb

Лоуч здесь не показывает героев, а будто проживает их жизни. Обозреватель New Yourker'а это записал в минусы картины, потому что посчитал, что симпатии закрыли режиссеру путь к интересным художественным решениям, а картину превратили в экранизацию Закона Мерфи.

Вспомним нолановскую трактовку этого шуточного правила.
В "Интерстелларе" Джозеф Купер говорит:

"Закон Мерфи не утверждает, что произойдет что-то плохое. Он гласит: что может произойти, то произойдет. И нас это вполне устраивало."

От того, какая формулировка Закона Мерфи вам ближе, зависит то, как вы воспримите события "Извините, мы вас не застали".
С одной стороны, герои поразительно успешно притягивают все возможные несчастья. С другой, так мировые кризисы и влияют на общество: что может произойти, то произойдет. У кого-то все будет хорошо, а кто-то погрязнет в яме, выбраться или не выбраться из которой можно только с "кровью и потом".

"Извините, мы вас не застали", IMDb
"Извините, мы вас не застали", IMDb

Журналист из New Yorker, которого я уже пнул несколько раз, считает, что дыра, в которую проваливаются герои, гиперболизирована и возникает не из-за того, что должна, а потому что с ее помощью режиссер наращивал градус сопереживания и "пожалей-ки".

Мое видение другое: Лоуч любит героев, а не "симпатизирует" им. Рикки живет по принципу "Все хорошо. Повеситься или повесить ружье?". Ради семьи он встает раньше всех и позже всех ложится, а в накаленной обстановке, когда сын играет в Бэнкси (кстати, ровесника родителей, что и отличает его работы от многозначного гуся) и забрасывает школу, пытается не перейти черту, за которой воспитание превращается в жестокость.

Лоуч любит Тернеров, но понимает, что ничего хорошего их не ждет. Кризис, по сюжету, — бесконечная стагнация на грани между +/- средним классом и социальным дном. Это показывает камера, которая даже в самые драматичные моменты стоит на одном месте, а каждую "новую" ссору героев лениво показывает с одних и тех же ракурсов. То же самое делает история: не важно работает ли Рикки на кого-то или "на себя" — низкооплачиваемое рабство таким и остается; не важно как усердно он трудится и сколько человек на него нападают — в голове по прежнему мысли о тысячных долгах и необходимости работать.

"Извините, мы вас не застали", IMDb
"Извините, мы вас не застали", IMDb

Но есть и светлые моменты. Можно представить, что доставка грузов — это веселая игра, а семейный ужин с "чем-то индийским" — точка на графике, после которой функция f(семейная жизнь) возрастает.
За это можно зацепиться. По крайней мере, пока снизу снова не постучат.