Хотя бы раз в жизни каждая девушка мечтала побыть моделью, красиво ходить по подиуму в люксовой одежде, иметь много поклонников и большие заработки. Именно так многие представляют себе эту профессию. Работа моделью сейчас весьма интересна: все чаще можно увидеть девушек plus-size, людей с нестандартной внешностью или с ограниченными возможностями. Приятно, что общество снимает ограничения в модельном бизнесе, но всегда ли так было?
У истоков профессии
До начала XX века профессии "модель" как таковой не было. Не было шоу, дефиле, показов, фотосессий. Лишь в домах мод и ателье, где обслуживали богатых клиенток, существовали так называемые "манекены" - девушки, которые демонстрировали платья, часто они ассистировали модисткам. Это было развито в Европе и в Америке, для России такая работа была больше в диковинку. Первое упоминание о модельном бизнесе было в 1890 г., в Лондоне открылся "Дом манекенщиц мадам Люсиль". У первых манекенщиц были строгие правила отбора: рост 160 см, знание иностранных языков, обладание светскими манерами.
В 1911 г. Поль Пуаре, известный французский кутюрье, устроил тур по городам Европы с участием 150-ти манекенщиц. Ими были актрисы и танцовщицы - словом, те, кто не боялся сцены и у кого был опыт работы с публикой. Но для этих девушек работа была разовой, особого значения ей не придавали.
После Первой Мировой войны и революции в Европу хлынул поток русских эмигрантов. Образованные, титулованные, некогда очень богатые и известные, а теперь потерянные и обнищавшие аристократы заполонили все ниши рабочего класса. Девушек из знатных семей часто приглашали на работу манекенщицами, ведь они обладали всеми нужными качествами: хорошими внешними данными, отличной фигурой и осанкой, обучены светским манерам, умели подать себя, знали по несколько иностранных языков, были невероятно работоспособны и приветливы. Но не все девушки славянской наружности были в почете, а в основном титулованные. Дело в том, что покупательницы домов мод не хотели приобретать одежду, которую показывали представительницы "низших" сословий, а бывшие графини и баронессы очень подходили для этой работы. Они могли не только продемонстрировать вещь, а также побеседовать с клиентом, рассказать об истории создания наряда. Неудивительно, что после этого появилась "светская манекенщица": за работой закрепился статус уважаемой, и манекенщицы получали хорошие гонорары, а также подарки от обеспеченных клиенток. Модные дома Jean Patou, Christian Dior и Chanel также держали русских манекенщиц.
Помимо светских манекенщиц, которые стояли на вершине модельной иерархии, существовали другие типы моделей: домашняя модель - многочасовое стояние, пока на девушке портнихи подгоняли платье, и модель для показа - демонстрация нарядов в самом модельном доме. Показы проходили по 3 часа ежедневно, за внешним видом и телосложением девушек внимательно следили. Модели должны были держать определенные пропорции, не курить и не пить кофе во время работы, не заводить знакомства с мужьями клиенток. Также они должны были знать особенности кроя, ткани и фурнитуры.
Самыми известными представительницами модельного бизнеса 1920-х гг. были Лиза Граббе, Натали Палей, княжна Мэри Эристовна и Гали Баженова. Они обладали яркойй внешностью, безупречным чувством вкуса, приятными светскими манерами. Надо уточнить, что не все модели были исконно русскими, в моде были также манекенщицы, принадлежавшие к кавказской аристократии - их красота была жгучая, экзотичная, что особенно привлекало модные дома. Некоторые девушки, начав карьеру моделью, потом открывали свои модельные агентства или модные дома. Литература не обошла стороной столь популярную профессию: у писательницы Тэффи есть произведение под названием "Авантюрный роман", где в качестве главных героинь выступают манекены Наташа и Вера. В романе показывается работа манекенщиц, их жизнь в эмиграции, мечтания и стремления.
Предвоенные годы
В 1929 г. после краха Нью-Йоркской фондовой биржи в модельном бизнесе наступил провал. Великая депрессия (1929-1933 гг.) нанесла мощный удар по модной индустрии. Большинство модных домов понесли убытки и вскоре начали закрываться один за одним. Вектор моды сместился с показной роскоши на экономию: платья стали длиннее, с минимальным количеством фурнитуры, вместо любимого в 1920-е гг. шелка предпочтение стали отдавать другим тканям - шерсти, хлопку, твиду. Положение русских эмигрантов за границей изменилось: в них видели конкурентов в борьбе за рабочие места, спрос на "русский стиль" упал. Однако русские манекенщицы по-прежнему оставались в почете. Самыми востребованными моделями 1930-х - начала 1940-х гг. были Тея Бобрикова, Люд Федосеева и Ия Ге.
К началу Второй Мировой войны кризис в мире моды продолжался - все шло на нужды фронта, роскошные наряды голливудских звезд считались вульгарными и дорогими, в моде была простота и удобство. При этом профессия модели была все так же востребована, но русских девушек в ней оставалось все меньше. Во-первых, манекенщицы первой волны эмиграции отошли от дел - выходили замуж, переезжали, просто становились старше. Во-вторых, оккупация немецкими войсками не способствовала пополнению рядов манекенщиц. К тому же, титулы русских красавиц, которые поначалу очень ценились и манили к себе модельеров, теперь отодвигались на второй план в связи с демократизацией общества. Интерес к русским угасал, сменившись настороженностью. К началу 1950-х гг. нашествие русских моделей почти прекратилось, уступив дорогу другим.
Русские манекенщицы 1920-х - 1940-х гг. приняли самое активное участие в формировании модельного бизнеса, оказали влияние на формирование облика модели. Без них профессия модели не смогла бы так развиться и стать востребованной и популярной во всем мире.
Если вам понравилась статья, не поленитесь оценить ее :) А еще лучше, если вы подпишитесь на мой канал. Спасибо за внимание!