Для многих армян, для меня когда-то тоже, посещении Турции – небольшое национальное предательство. Такое отношение не распространяется на турецкие продукты, одежду, но поездка в Турцию для многих табу. «Мы едим овощи, выращенные на пропитанной кровью наших предков земле, но никогда на нее не ступим».
Геноцид армян в Османской империи – факт. Пока мы существуем как народ, должны помнить об этом преступлении и требовать его признания. Но имеют ли сегодняшние турки какое-то отношение к геноциду армян и лежит ли на них вина? – Примерно такая же как на любом жители России лежит вина за катынские расстрелы или депортацию чеченцев и ингушей. Сколько людей чувствуют за это вину сегодня в России – примерно ноль и я в том числе. Наши деды и прадеды вполне могли быть убийцами, но это не наши преступления. Не мы их совершали. Мы должны признавать преступления наших предков, сожалеть о них, но их вина не переходит на нас.
Четыре года назад я был в Бахчисарае, некогда столице Крымского ханства, очень близкого к Османской империи. Сложилось ощущение, что я там жил всегда. Кривые улочки, хаотичная застройка, кофе в турке, айран, горы, усатые дедушки. Это все окружало меня с детства, кроме кривых улочек и хаотичной застройке. В Абхазии, где я родился, мы жили на равнине, а она не предполагает хаотичной застройки. Такие селения возникают в гористой местности. И мои предки больше ста лет назад жили примерно также, как татары в Крыму, только на другом берегу Черного моря, в окрестностях Трабзона и Орду.
В 2019 году я побывал в Стамбуле, снова возникло ощущение, что это город в котором я вполне мог бы жить, если история сложилась по-другому. Если бы не геноцид, мы бы продолжали жить в Турции, я бы поехал учиться не в Москву из черноморского Сочи, а в Стамбул из черноморского Орду. Сейчас я представитель нацменьшинства в мегаполисе и тогда был бы нацменьшинством в мегаполисе.
Мы западные армяне, покинувшие Османскую империю более ста лет назад, обязаны ездить в Турцию. Армения со столицей в Ереване наша этническая родина, но не историческая. Чтобы познать себя, нам чаще нужно быть в Турции.
Как сухумские армяне стали сочинскими?
Как началась война в Абхазии - война мародеров.
Подписывайтесь на канал