Найти тему

Истинная муза Россетти

Большинство наших читателей, как и многие другие почитатели творчества Данте Габриэля Россетти, отмечают сходство героинь на картинах художника. И это при том, что Россетти работал со множеством натурщиц и никогда (в отличии от Уотерхауса, например) не рисовал всех героинь одной картины с одной и той же девушки. И, тем не менее, если взглянуть на его работы с несколькими персонажами, то все они будут обладать пусть не идентичностью, но определенным сходством.

Беседка на лугу. Данте Габриэль Россетти. Для героинь картины позировали Мария Спартли Стиллман (слева) и Алекса Уайлдинг (справа). Несмотря на то, что природные данные девушек были различны, Россетти заимствует черты одной и другой в единый, сходный образ.
Беседка на лугу. Данте Габриэль Россетти. Для героинь картины позировали Мария Спартли Стиллман (слева) и Алекса Уайлдинг (справа). Несмотря на то, что природные данные девушек были различны, Россетти заимствует черты одной и другой в единый, сходный образ.

Более того, даже героиня одной картины, может у Россетти обладать чертами модели, которая для нее не позировала. Так, для картины «Жанна д’Арк» позировала Джейн Моррис, но волосы Жанны на картине обладают золотистой рыжиной, характерной для волос Элизабет Сиддал. В чертах "Астарты Сирийской", для которой также позировала Джейн можно заметить скульптурность черт лица, которыми обладала Алекса Уайлдинг. А в "Морских чарах", для которых позировала Алекса присутствует отрешенность взгляда, традиционно ассоциируемая с Джейн Моррис.

Эту склонность художника к определенному типажу заметила еще его сестра Кристина, которая посвятила этой особенности живописи своего брата стихотворение "Одно лицо"

Одно лицо, на всех его холстах
Везде она. Стоит, сидит, идет.
В потустороннем мире след ее.
В зеркальном блеске, в отражениях, в снах.
Как королева - в платье из парчи.
Простая девочка - под солнцем, босиком.
Небесный ангел - в облике святом.
Одна она. И в свете, и в ночи.
Все время перед ним ее черты.
он ловит на себе ответный взгляд.
Созданья вдохновленной красоты.
Без ожиданий, горя и утрат,
То не портрет, но заповедный клад.
То не портрет, но плод его мечты.
Ад Данте. 1967 г. Фрагмент из фильма.
Ад Данте. 1967 г. Фрагмент из фильма.

Кристина писала эти стихи в ту пору, когда ее брат был увлечен Элизабет Сиддал, и от того многие исследователи ее творчества полагают, что сама Кристина считала истиной любовью в жизни брата именно Элизабет. Но, на наш взгляд, она смотрела куда глубже. Она знала, что, сыгравший стол трагическую роль в жизни многих, ее брат мечтал быть не покорителем, а жертвой. Он мечтал быть зачарованным, покоренным и низвергнутым, мечтал встретить любовь вдохновляющую на подвиги и низвергающую города.

Россетти казалось, что в чертах лица, в форме носа или выражении глаз может быть скрыта магия, которая позволяет сохранить восторг первой встречи на века. Но поклонник Данте так и не смог понять, что эта магия таится в глазах влюбленного, а отнюдь не в чертах его возлюбленной.