Всех, кто будет нести бредятину насчёт того, что человек должен сам себе зарабатывать, а бедны только ленивые помещаем в барак концлагеря. Не со зла, а для вразумления. Долго их там держать не будем, это ведь не наказание, а урок! Помещаем в барак и начинаем подзуживать: «и что вы картофельные очистки кушаете, идите, заработайте себе, вы же креативные, предприимчивые» и т.п. Они, естественно, ответят, что узник в концлагере, кем бы ни был — заработать не может. «Нам» — скажут креаклы — «чтобы зарабатывать — нужны условия». А мы им ответим:
«Так вот, ребята, и всем остальным, чтобы зарабатывать — тоже нужны условия. Как и вам. Те города, в которых вы гребли деньги лопатой — были условия для вас. И только для вас, понимаете? Там была такая конфигурация отношений, которая вам, и только вам постоянно позволяла хапнуть. А тут конфигурация изменилась, и вы уже — ничто».
Богатство и ложь всегда идут рука об руку. Богатство не хочет признавать, что предоставлено обществом, создавшим особые условия для немногих избранных. Богатство хочет изобразить из себя плод личных усилий, продукт личного ума и труда. Как будто бы богатые люди деньги не из общества получают, а выкакали их, потужившись, из самих себя.
Но это ложь, понимаете? Ничего они сами из себя выдавить не могут. Они — продукт выгодной для них конфигурации общественных отношений. Изменится конфигурация — и они исчезнут, их сменят другие, им подобные. Которые, в свою очередь, начнут врать, что их деньги — результат их личного труда и таланта. Они ведь не только другим об этом врут. Им и самим чертовски приятно так думать.
Человеку нравится считать свои успехи личным достижением, нравится думать, что выигрыш в лотерею связан не со случайной жеребьёвкой, а с особыми личными качествами. Не просто так мне счастливый билетик попался, а это потому, что я — являюсь мной! А будь я поглупее и ленивее — был бы сейчас в числе проигравших лотерею!
---------------
Рыба плавает, и кажется, что плавает сама, по своей воле. Но ведь плавает-то она в воде! А на берегу она будет издыхать, и никуда не поплывёт, потому что приспособлена под водную среду. А вы будете стоять над издыхающей рыбой и поучать её, как наши либералы:
— Что ж ты такая ленивая? Что ж ты никуда не плывёшь?
Птица летает, и тоже кажется, что летает сама по себе. Она наверняка думает — «куда хочу, туда лечу». Но на самом деле птица летает в воздухе. Она же не может использовать крылья в безвоздушном пространстве! И рыба, и птица делают, что хотят, но в пределах благоприятной для них среды. И только там.
Такое же нужно сказать и о социальной роли человека. Вопрос ведь не в том, сколько хлеба или картошки вырастит крестьянин, а в том, по какой цене он может это продать, и будут ли вообще у него это покупать. Разве он это решает? Это решают без него и за него. Но он, хотя бы, часть картошки может сам скушать.
А вот городской пример чище для опыта. Вопрос ведь не в том, сколько статей напишет журналист, а в том, каков фонд гонораров в его стране. Зачем нам говорить о лени или трудолюбии, таланте или бездарности человека — если вопрос лежит вообще вне человека?
----------
Когда либералы кормят нас бредятиной про то, что все, живущие плохо, сами себе такую участь выбрали — они насыщают интеллектуальное пространство безумием, и подвергают бедняков двойному гнёту: кроме экономического ещё и психологическому. Мало того, что у бедных всё отняли — так их же самих ещё и обвинили в этом! Нетрудно понять, зачем. Но трудно смирится — если ты учёный и ищешь истину, а не собираешь городской фольклор пост-советизма, сказки про «людей, сделавших самих себя» и «людей, всего добившихся».
Потому что очевидно: зарабатывают не те, кто работают. Зарабатывают те, кому созданы условия заработать. Соответственно, и бедствуют вовсе не те, кто ленятся (хотя есть и такие, но их немного). Бедствуют, в основном те, кому не созданы условия зарабатывать. Вопрос о доходах человека не решается самим человеком. Он решается обществом, в котором живёт человек. Общество назначает (или не назначает) человеку содержание. И человек не может ничего, кроме как принять предложенное. Исключение — воры, которые самовольно берут всё, что захотят, но это маргинальное поле.
А все, кто не воры — не могут самовольно назначить себе доходы. Общество выступает для них опекуном, а иногда — палачом. Правда в этом.