Что именно произошло с Молли Фэнчер, прозванной "загадкой Бруклина" ( "Brooklyn Enigma"), так никто и не мог понять, хотя это упущение нельзя отнести на счет отсутствия наблюдений и обследований,— и тех и других было предостаточно.
Согласно медицинским наблюдениям, которые вел семейный врач доктор Самуэль Ф. Спаер из Бруклина, Молли росла нормальным, здоровым ребенком до 3 февраля 1866 года, когда она пожаловалась на головокружение и минуту спустя упала в кухне на пол в доме матери по адресу: Стивен Корт, 60.
Мать подумала, что у нее обморок, и попыталась помочь обычными средствами, но когда полчаса спустя дочь не пришла в сознание, послали за доктором Спаером. Врач установил, что Молли находится в состоянии транса, причину которого невозможно определить при первом беглом осмотре. Доктор был уверен, что к утру Молли поправится.
Но утром она не поправилась. Потянулись дни, недели, месяцы, а Молли пребывала в коматозном состоянии, граничащем со смертью. Неожиданный и глубокий транс полностью завладел ею.
Доктор Спаер отметил, что дыхание Молли было едва различимым, пульс временами даже не прощупывался, тело обмякло, как у человека, который только что умер. Озадаченный доктор созвал медицинский консилиум, но безуспешно, такой случай не отмечался в практике ни у одного из коллег. Врачи приходили, смотрели, обследовали и качали головами.
Позже Молли стала активнее, стала разговаривать, но состояние транса не покидало ее.
В журнале "Наука и Жизнь" за 2002 год писали о странностях самоидентификации Молли:
"Прикованная к постели, Молли была чрезвычайно активна. Она вышивала, делала из воска фигурки и цветы, вела дневник и за девять лет написала более 6500 писем. И вдруг Молли призналась, что у нее возникают странные мысли и чувства.
Восковые цветы стали ей противны. Ей казалось, что делала их не она, а кто-то другой. Человек, который уже умер. Затем наступил момент, когда Молли будто и в самом деле умерла, а ее место заняла другая женщина, которая ничего не помнила о событиях последних девяти лет. Потом появились еще четыре я, каждое из которых получило свое имя.
Если раньше в 11 часов вечера Молли обычно засыпала, то теперь в это время она входила в транс. В ней пробуждалась личность по имени Идол, враждебная ее дневному Я и портившая или прятавшая ее вышивки. Солнечный луч (это имя получило дневное Я) и Идол писали друг другу письма, причем почерки у них были разными. Розовый бутон, личность, появлявшаяся изредка с 1875 года, вела себя, как семилетняя девочка.
Перл (жемчужина) была воплощением духовности. Она вела себя, как прелестная девушка семнадцати-восемнадцати лет. Руби была непохожа на Перл. Это было чрезвычайно энергичное, остроумное существо. Она вспоминала о несчастье 1864 года, но не об инциденте 1865 года"
Прошло девять лет, а Молли Фэнчер все еще находилась между жизнью и смертью. Записи показывают, что она за этот период почти ничего не ела. Выражаясь словами доктора Спаера, «за это время она съела столько, сколько нормальный человек съест за двое суток».
Современные ученые считают, что, возможно, Молли Фэнчер ела, просто не догадываясь об этом. Поскольку она страдала синдромом множественной личности – в ее голове уживалось целых пять разных Молли, – то, возможно, одна личность принимала пищу, а остальные даже не догадывались об этом.
К этому времени случай с Молли Фэнчер заслуженно приобрел большую известность в медицинском мире, поскольку бросал вызов всей медицине.
Однако впереди медиков ожидали еще сюрпризы, начавшиеся с того, что однажды днем 1875 года доктор Спаер назначил встречу с коллегами в своей приемной.
— Джентльмены! — начал он.— Сам по себе этот случай уникальный и единственный в нашей практике. Физическое состояние молодой девушки обескураживает, но я прихожу к выводу, что она находится во власти некой сверхъестественной силы!
Среди присутствовавших на встрече был знаменитый невропатолог из Бостона доктор Роберт Ормистон. Он открыто выразил недоверие, а в голосе его прозвучал более чем скептический намек на чепуху:
— Так в чем же именно заключается эта так называемая сверхъестественная сила Молли Фэнчер?
Доктор Спаер был готов ко всему. Он пригласил коллег встретиться через несколько дней у постели Молли, чтобы самим убедиться в том, что он подвел под категорию «сверхъестественного». Кроме того, он пригласил еще знаменитого астронома доктора Ричарда Паркхерста и другого известного врача-невропатолога Уилларда Паркера из Нью-Йорка.
Детально обсудив случай, изучив медкарты, представленные доктором Спаером, специалисты отметили неестественно слабый пульс и дыхание при низкой температуре тела.
Затем доктор Спаер сказал:
— Джентльмены, эта девушка может описать одежду, поступки людей, которые в настоящий момент находятся на расстоянии многих миль от нас. Кроме того, она может читать запечатанные письма и нераскрытые книги!!!
Доктор Паркхерст и доктор Паркер вышли посовещаться. Шепотом они договорились написать записку, вложить ее в три конверта, запечатать их и отослать такое письмо в приемную доктора Спаера, находящуюся в пяти милях от местопребывания Молли Фэнчер. Они попросят девушку прочитать их записку в запечатанном конверте, а когда все услышат ее ответ, сравнят его с содержанием записки.
Отправив нарочного с письмом в приемную доктора Спаера, врачи вернулись к Молли. Доктор Паркхерст спросил, не может ли она сказать, что находится в конверте. Она с минуту помедлила и прошептала:
— Это письмо в трех запечатанных конвертах в приемной доктора Спаера. На листке бумаги написано: «Линкольн был застрелен сумасшедшим актером».
Спаер, Паркхерст, Паркер, Ормистон и другие поспешили в приемную доктора Спаера. Вскрыли письмо. Содержание записки в точности соответствовало тому, что сказала девушка.
Нарочный, 23-летний Питер Грэм, с которым отправили письмо из дома Фэнчер в приемную доктора Спаера, был вне всякого подозрения. Он был личным другом доктора Паркера и вместе с ним приехал на обследование.
В тот же день врачи решили проэкзаменовать мисс Фэнчер еще раз. Они договорились попросить ее описать внешность и одежду одного человека, а также рассказать, чем он в настоящий момент занимается.
По возвращении в дом Фэнчер они спросили Молли, не может ли она описать внешность брата Питера Грэма, Фрэнка, его местопребывание и чем он занят.
Мисс Фэнчер тут же подробно ответила им на все вопросы, описав внешность Фрэнка, во что он одет, даже сказала, что на правом рукаве пальто не хватает пуговицы.
Она озадачила присутствовавших сообщением о том, что Фрэнк ушел с работы раньше обычного из-за страшной головной боли. Запрос по телеграфу подтвердил сказанное Молли Фэнчер, даже головную боль.
Любопытно, что в наше время, при упоминании феномена Молли Фэнчер, в основном акцентируют внимание на ее невероятном голодании в состоянии транса, но почти не упоминают или упоминают лишь вскользь о ее способностях к ясновидению. При этом не забывают добавлять, что ее экстрасенсорные способности могли быть мошенничеством.
Молли Фэнчер пролежала в трансе 46 лет. Родители и доктор Спаер давно скончались, когда она наконец пришла в сознание в 1912 году,— случай невероятный. Недуг ее, равно как и ее странные способности, никто не мог объяснить. Молли Фэнчер тихо скончалась во сне в 1915 году в возрасте 73