Найти тему

Сквозь поезд

Я познакомился с “Сквозь снег” от Пон Чжун Хо (режиссер “Паразитов”) и искренне восхищен. “Паразиты” мне тоже понравились, но есть такие фильмы, которые смотришь, киваешь головой, говоришь “Да, это хороший фильм, который заслуживает Оскар”, а есть те, которые потом пересматриваешь снова и снова.

Еще Пелевин в “Желтой стреле” дал клевый образ поезда, вечно едущего непонятно куда и непонятно откуда как метафору человеческого общества. Хо взял этот образ из постмодернистского контекста и поместил в современный классический (как в свое время Вачовски вытаскивали идею Матрицы из эзотерического). И совсем сочным повествование делает совмещение как западного типа героизма (прийти и в одиночку всех победить), так и восточного (следовать за течением жизни и тонко подмечать детали).

В тексте буду спойлеры, без них никак.

Поезд разделен на сегменты с разными слоями. Элита в начале в бизнесе, чернь в конце в товарняке. Разделение жесткое и практически кастовое - переход из одного класса в другой возможен, но крайне редок. За устойчивостью системы следят силовики и при любых намеках на неповиновение применяют силу. Элита живет хорошо, получает разнообразное питание и обладает отдельными купе, в конце поезда тесно и еда в виде белковых батончиков сомнительного происхождения.

Угнетенное население конца поезда решает поднять восстание, пройти все вагоны до двигателя, где сидит главный демиург и весь мир насилья разрушить и построить заново. Стандартная такая революция. Но революция идет кувырком, а конце ждет поворот сюжета, который переворачивает все™. Здесь интересна одна подмеченная деталь, подмечания которой не хватает в реальном мире.

Пройдя путь до конца, главный герой обнаруживает, что систему можно возглавить вместо старого руководства, но невозможно изменить, она такая, какая есть. В ней есть и будет контроль, разделение на классы и страшные жертвоприношения. Все имеет смысл и ничего нельзя убрать. Поезд - это тюрьма не только для угнетаемых классов последних вагонов, поезд - это тюрьма для всех, кто там находится, включая главного управляющего. И по сюжету такой параллельной линией встает другой вопрос: “А что если из поезда выйти?”

Часто замечалось, что любая справедливая борьба даже если что-то решает и меняет, то на месте решенного возникают новые несправедливости. А победитель дракона становится новым драконом. Пока борьба идет с системой, она сама является частью системы и работает на эту самую систему. Сколько не борись в тюрьме за местоположение и порядок кроватей - все равно заснешь в той же тюрьме на новом месте.

Примечательна сцена из вагона-школы, где детям вдалбливают самое важное - все может быть относительным кроме того, что за пределами поезда сразу умрешь и покидать его нельзя.

А покинуть поезд действительно бывает сложно. Бывает, что ты этот поезд защищаешь, бывает, что пытаешься его разрушить, исследовать, оправдать, обвинить, понять. Но в любом случае фокусируешь на нем все внимание, чем самым еще больше приковывая себя к нему. А расковка возможна только при прекращении всех перечисленных действий. А поездом может быть что угодно, ситуация в стране, проблемы на работе, неудовлетворенность в отношениях и т.д.

Лично для меня это всегда было самое тяжелое. Оказывалось, что страшно не застревать в чем-то плохом, а выбираться из него наружу, на какой-то момент времени зависнуть в пустоте между этим старым и непонятно чем новым. Но вот парадокс - новое всегда оказывалось на голову лучше старого. Может быть я везучий такой. Но выбираться из поезда до сих пор страшно.

Но если когда-либо кто-то спрашивает совета, я всегда думаю об этом. Я пытаюсь понять поезд, в котором находится человек и указать ему выход из него, ведь только это способно по-настоящему изменить ситуацию человека. Как в старом анекдоте, не переставляйте кровати, ищите свой поезд, что бы из него выйти.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц