Одна из визиток танков советской школы – возможность прыгать и при этом стрелять. Думаю многие слышали о «Летающем танке»… Так вот – Т-80 и Т-90 получили это звание не просто так. Только представьте – 46 тонн на сравнительно большой скорости прыгают и стреляют в воздухе. Смотрится эффектно, с виду не оригинально, но как показывает практика далеко не каждый танк может подобное повторить.
Почему наши танки могут…?
Одна из основных причин – низкий центр тяжести, сравнительно не большая масса, как для танка и катки большого диаметра в совокупности с жёсткой подвеской. Эти факторы, дают танкам возможность не просто прыгнуть, но и выстрелить в прыжке, не боясь «клюнуть носом» или выбить пару катков при приземлении.
Что касаемо подвески и выводов о ней, то Вы только посмотрите на лёгкие прыжки после приземления того же Т-90. Они значат, что подвеска танка весьма жёстка и упругая – достаточно, чтобы немного оторвать от земли 46 тонную махину после падения с высоты в один-полтора метра.
Хочу отметить некоторые особенности тактики применения танков по теории Советского Союза. Поверьте – даже это дало о себе знать в обсуждаемой теме… Боевые машины СССР, в том числе и самые тяжёлые должны были стремительно нападать, продвигаясь на десятки километров в глубь вражеской обороны, тем самым, ограничив возможности противника, а после подхода к Ла-Маншу, отрезать сухопутные европейские войска противника от помощи со стороны Британии и США.
Для этого, танки были хорошо защищены, вооружены и обладали не плохой мобильностью, а так как на полной скорости даже маленькая кочка могла привести к лёгкому прыжку, то и меры были приняты соответствующие. Подвеска делалась более жёсткой, чтобы выдерживать нагрузки, а от малого диаметра опорных катков начали отказываться. Но усилить подвеску всего лишь пол дела…
Во время прыжка, нагрузка действует не только на агрегаты боевой машины, но и на экипаж. Сильнее всего достаётся водителю, так как он находится в лежачем положении. Чтобы снизить нагрузку на спину танкиста, принимались различные меры – от экспериментов с установкой сидения водителя до материалов и конструкции спинки сидения.
Почему танки НАТО не могут…?
Вес давно избитый аргумент, иногда не имеющий за собой ничего общего с отдельными моделями танков запада. Самая главная проблема – тактика обороны. Даже человек с минимальным пониманием, что такое танк может сказать, что машины НАТО рассчитаны больше не для нападения, а для обороны или огневой поддержки, где скорость может быть важна лишь при отступлении, смене позиции или внезапной контратаки.
В связи с выше упомянутой причиной, над местом водителя особо не думали, установив комфортное с не самыми лучшими показателями виброгашения и конечно же без вертикального хода. Если водитель того же «Абрамса» попытается повторить прыжок Т-80, то он столкнётся не только с проблемой подвески и катков, но и с проблемами собственной спины. При серьёзнейших нагрузках после приземления, есть не малая вероятность повредить позвоночник или мышцы спины, что может привести ко временному параличу или перелому.
Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.