Найти тему

"Вкусное" искусство: про еду и связанные с ней проблемы

Люди постоянно думают о еде, пытаются отказываться от употребления определённых продуктов, обещая себе начать жить по-новому с наступлением нового года. Художники и другие деятели искусства, о которых пойдёт речь в этой статье, исследуют, как влияет на нас то, что мы употребляем в пищу.

Will Cotton, Cotton Candy Katy, 2010 (Кэти Перри поместила эту работу на обложку своего альбома "Teenage Dream")
Will Cotton, Cotton Candy Katy, 2010 (Кэти Перри поместила эту работу на обложку своего альбома "Teenage Dream")

Естественно, что еда – это хорошо. Принятие пищи – это приятный процесс, способствующий нашему выживанию. Однако сегодня мы всё больше сомневаемся в состоянии пищевой промышленности. Насколько хорошо мы должны питаться, как часто, и, что немаловажно, как это отразится на мире в глобальном масштабе? Эти вопросы оставляют художникам достаточно простора для творчества. Как понять, что "слишком" сладко, а что нет? Есть ли токсины в организме? Может ли мясо быть полезнее? Может ли оказаться, что всё сельское хозяйство – это ошибка? Чувство вины и угрызения совести не особо приятны на вкус, но, пожалуй, испытывать их полезно.

Will Cotton, Cupcake Katy, 2010. Copyright Will Cotton, Courtesy Mary Boone Gallery, New York
Will Cotton, Cupcake Katy, 2010. Copyright Will Cotton, Courtesy Mary Boone Gallery, New York

Уилл Коттон (Will Cotton)

Американский художник Уилл Коттон высмеивает потакание своим желаниям, изображая на своих картинах нездоровую пищу, пейзажи, созданные из конфет и моделей, выставляющих напоказ свою соблазнительность. Это соответствует эстетике певицы Кэти Перри, которая предложила ему сотрудничество в создании клипа на её сингл "California Gurls". Художник не только согласился, создав своего рода фантастическую реальность, но и затем использовал видео для создания новых картин о том, как ожили его картины. Такая рекурсия прекрасно показывает то, как трудно вырваться из порочного круга наших нездоровых желаний.

Mai-Thu Perret: Abnormally vivid, 2019. Courtesy artist and Simon Lee Gallery
Mai-Thu Perret: Abnormally vivid, 2019. Courtesy artist and Simon Lee Gallery

Май-Тху Перре (Mai-Thu Perret)

С точки зрения питательной ценности яблоки не являются очевидным примером вредной пищи, но вспомните о том, ядовитом, которое предложила Белоснежке Злая Королева – эта история имеет отсылку к изначальному запретному плоду, из-за которого мы, люди, были изгнаны из Рая. Более того, надкушенные плоды Май-Тху Перре, покрытые глазурованной керамикой, немного напоминают карамельные яблоки. Они вредны на любом уровне.

Roxana Halls: Carvery, 2013. Copyright Roxana Halls
Roxana Halls: Carvery, 2013. Copyright Roxana Halls

Роксана Холлз (Roxana Halls)

Если “вы – это то, что вы едите", то нас определяет то, что мы ели в детстве. Автопортрет Роксаны Холлз показывает более широкую картину, поднимая проблему того, как гендерные и классовые нормы ограничивают наш выбор. На картине изображена еда, которую художница употребляла в молодости. Холлз утверждает, что очень редко видела такую еду на картинах, “как будто, помимо её ностальгической важности для меня, она не считалась достаточно ценной для изучения”. Более того, Холлз пытается изобразить жизнь в виде накрытого стола – это нелегко, о чем свидетельствует переданное на картине ощущение неловкости.

Broughton & Birnie: Meat Garden, 2015. Copyright Broughton & Birnie
Broughton & Birnie: Meat Garden, 2015. Copyright Broughton & Birnie

Кевин Бротон и Фиона Бёрни (Kevin Broughton & Fiona Birnie)

Лондонские художники Кевин Бротон и Фиона Бёрни создали "Америку мечты" в десяти картинах 2014-15 годов. Их сад из обработанного мяса остроумно подчеркивает неестественность фермерства, а также стирает грань между жизнью растений и животных. Если бы сосиски тоже можно было выращивать, я думаю, все были бы вегетарианцами. Будем надеяться, что они содержали бы меньше насыщенных жиров, чем стандартные фермерские.

Alastair Mackie, Cast, 2019. Courtesy of the artist and Copperfield, London.
Alastair Mackie, Cast, 2019. Courtesy of the artist and Copperfield, London.

Алистер Маки (Alistair Mackie)

Средневековые жнецы верили, что в остающемся на поле дольше других снопе кукурузы находится опасный дух, поэтому они делали из такого снопа чучело, которое хранили в безопасности в течение всей зимы, чтобы умилостивить духа. Алистер Маки заплёл подобный сноп в традиционную спираль, затем заключил в капсулу и отлил – по-видимому, уже трансформировавшегося – духа в бронзе. В условиях, когда изменение климата и увеличение спроса угрожают поставкам важнейшего источника продовольствия – пшеницы, такой жест дискомфортно злободневен.

Gareth Cadwallader: Pile of Oranges, 2017. Courtesy artist and Josh Lilley Gallery
Gareth Cadwallader: Pile of Oranges, 2017. Courtesy artist and Josh Lilley Gallery

Гарет Кэдуолладер (Gareth Cadwallader)

У Гарета Кэдуолладера есть любопытный способ рисовать тщательно масштабированные, гиперреалистичные изображения нереалистично структурированной растительности. На её фоне персонажи картин совершают такие повседневные ритуалы, как выбор апельсина, но с напряжённостью, достаточной для того, чтобы предположить, что они что-то символизируют – но что? Возможно, это отсылка к инсталляции "Соул Сити" ("Пирамиде из апельсинов") Рулофа Лоу 1967 года, которая была повторно выставлена в Британской галерее Тейт в 2016 году. Она представляет собой пирамиду примерно из 6000 апельсинов с постоянно изменяющейся формой, поскольку посетителям предлагалось при желании взять себе апельсин.

Paulette Tavormina: Italian Plums, After G.G., 2015 © Paulette Tavormina courtesy Huxley-Parlour Gallery.
Paulette Tavormina: Italian Plums, After G.G., 2015 © Paulette Tavormina courtesy Huxley-Parlour Gallery.

Полетт Тавормина (Paulette Tavormina)

Натюрморт с фруктами – самый резонансный образ еды в классическом искусстве. Вот вам подобный сюжет от предметного стилиста Полетт Тавормина, которая мастерски воссоздает типичные для этого жанра композиции в своей нью-йоркской студии, а затем запечатлевает их на фотографиях, таким образом реверсируя фотореалистичную живопись. Эти сливы расположены в манере, свойственной Джованне Гарцони (1600-1670), итальянке, известной дотошным реализмом своих ботанических композиций, в которых обычно фигурировало одно насекомое. Она представляет интерес ещё и как одна из немногих женщин, добившихся успеха в художественной карьере в своё время.

------------

Добро пожаловать на канал "Служба доставки вдохновения"! Здесь можно найти статьи об искусстве из зарубежных СМИ, переведённые на русский язык.

Понравилась статья? Отблагодари переводчика лайком или репостом! ;)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Еда
6,23 млн интересуются