Найти тему
Неизвестная Московия

Последние из коренных москвичей

Давным-давно, в далёком и навеки ушедшем детстве, читал роман Д.Ф. Купера «Последний из могикан«. Сакральный смысл романа кроется в самом названии. Теперь и я стал ощущать себя «последним из могикан», заходя в метро. Москву давно захлестнуло неконтролируемое миграционное цунами, москвичи же, у кого есть возможность иммигрируют в другие страны или оседают в области на ПМЖ. Остались ли в Москве коренные москвичи или мы уже давно растворились в толпе приезжих?

Один из великих людей прошлого Н,М. Карамзин написал: «… ошибаюсь или нет, но мне кажется, что первый взгляд на город даёт нам лучшее, живейшее об нём понятие, нежели долговременное пребывание…»

Первое знакомство с Москвой абсолютно у всех приезжающих в столицу начинается с подземки. Каждого спустившегося тут же начинает кружить разноязыкий, как в древнем Вавилоне, людской водоворот.

Бельгийский поэт урбанист Эмиль Верхарн про Москву написал: «То город- осьминог, спрут пламенный, со щупальцами жадный, костяк торжественно громадный.»

Почему при разговоре о Москве столько разных оценок? Давайте разберёмся вместе…

Белинский написал полные восторга строки в письме своему брату: »  «О, Москва, Москва! жить и умереть в тебе, белокаменная, — есть верх моих желаний. Признаться, брат, расстаться с Москвою для меня все равно, что расстаться с раем…».

С тех пор прошло много времени. Москва уплотнена так, что вся инфраструктура предельно перегружена. Как-то работая в одной организации с удивлением узнал, что из более чем 40 сотрудников всего трое москвичей. Теперь так стало почти повсеместно. Целые отрасли стали в большинстве своём обслуживать приезжие или маятниковые мигранты из бывших подмосковных колхозов.

Много ли будет выделяться гормона дофамина, если ваше утро начинается с отдавленных ботинок в метро и страха подхватить коронавирус в давке? Много критики и негативных комментариев можно найти в интернете про знаменитую давку на станции метро «Выхино». Порою не отличить критику от критиканства. Некоторые даже строят свой самопиар на критиканстве. Особенно умиляет, когда критиканством всего и вся в Москве занимаются люди сами не являющиеся коренными москвичами. Здесь всегда один посыл — жажда славы.

Так куда же стали пропадать москвичи?

Началось всё не сегодня и не вчера. Московский диалект стал в ареоле своего обитания неким архаизмом. Употребление его резко выделяет из толпы. Начало исчезновения московского говора началось при введении понятия лимит. Когда вчерашним провинциалам разрешили по лимиту приезжать и работать в столице. Именно тогда начался процесс плавного перетекания в Москву не москвичей. Просто тогда этот процес хоть как-то контролировался ибо существовал всемогущий план, выполнение которого жестко контролировала КПСС.

Но с момента развала могучего Союза, когда все старые планы отменили, как вредные пережитки, в Москву хлынуло настоящее людское цунами. Въезд в Москву стал абсолютно свободен для всех. Конечно, некоторые проблемы у приезжих возникали, например, с регистрацией. Но разве это может стать серьёзным препятствием в условиях рыночной экономики и расцвета нового мышления?

Всё это вылилось в доселе невиданные «резиновые квартиры». Обалдевшие от небывалой свободы люди, потерявшие работу из-за стагнации, дефолтов и гиперинфляции, вынуждены были хоть как-то кормить свои семьи лже-регистрациями посторонних людей.

Сейчас об этом не говорят. Нет и проституток на Тверской. Вроде все хорошо и стабильно стало. Строится невиданными темпами метро. Атмосферу старой Москвы ещё можно ощутить в центре, местами и на окраинах. Теперь, это как римские постройки, просто стоят и смотрят своими глазницами на всех. Душа здания неразрывно связана с создателями и обитателями. Ни тех, ни других больше нет.

Старая Москва исчезала не сразу. Стирали названия улиц, хотели, пройдя по карте широким ластиком, вытравить прошлое, где-то просто сменой вывески, а где-то и ковшом экскаватора, а где-то и отключением от отопления, чтобы дом сам развалился. Кому, например, стало лучше от сноса памятника Ф.Э. Дзержинскому, что преступности меньше стало?

Лубянская площадь /с 1926 по 1990 гг. — площадь Дзержинского/. В центре памятник Ф.Э.Дзержинскому (скульптор Е.Вучетич). На втором плане — здание Комитета Государственной Безопасности СССР. RIA Novosti archive, image #142949 / Vladimir Fedorenko / CC-BY-SA 3.0
Лубянская площадь /с 1926 по 1990 гг. — площадь Дзержинского/. В центре памятник Ф.Э.Дзержинскому (скульптор Е.Вучетич). На втором плане — здание Комитета Государственной Безопасности СССР. RIA Novosti archive, image #142949 / Vladimir Fedorenko / CC-BY-SA 3.0

Постскриптум

Из всех российских городов Москва есть истинный русский город, сохранивший свою национальную физиогномию, богатый историческими воспоминаниями, ознаменованный печатью священной древности, и зато нигде сердце русского не бьется так сильно, так радостно, как в Москве.

(В. Г. Белинский, Письмо А. П. и Е. П. Ивановым, конец 1829 г., Журнал моей поездки в Москву.)

Оригинал статьи опубликован на сайте.