Давным-давно, в далёком и навеки ушедшем детстве, читал роман Д.Ф. Купера «Последний из могикан«. Сакральный смысл романа кроется в самом названии. Теперь и я стал ощущать себя «последним из могикан», заходя в метро. Москву давно захлестнуло неконтролируемое миграционное цунами, москвичи же, у кого есть возможность иммигрируют в другие страны или оседают в области на ПМЖ. Остались ли в Москве коренные москвичи или мы уже давно растворились в толпе приезжих?
Один из великих людей прошлого Н,М. Карамзин написал: «… ошибаюсь или нет, но мне кажется, что первый взгляд на город даёт нам лучшее, живейшее об нём понятие, нежели долговременное пребывание…»
Первое знакомство с Москвой абсолютно у всех приезжающих в столицу начинается с подземки. Каждого спустившегося тут же начинает кружить разноязыкий, как в древнем Вавилоне, людской водоворот.
Бельгийский поэт урбанист Эмиль Верхарн про Москву написал: «То город- осьминог, спрут пламенный, со щупальцами жадный, костяк торжественно громадный.»
Почему при разговоре о Москве столько разных оценок? Давайте разберёмся вместе…
Белинский написал полные восторга строки в письме своему брату: » «О, Москва, Москва! жить и умереть в тебе, белокаменная, — есть верх моих желаний. Признаться, брат, расстаться с Москвою для меня все равно, что расстаться с раем…».
С тех пор прошло много времени. Москва уплотнена так, что вся инфраструктура предельно перегружена. Как-то работая в одной организации с удивлением узнал, что из более чем 40 сотрудников всего трое москвичей. Теперь так стало почти повсеместно. Целые отрасли стали в большинстве своём обслуживать приезжие или маятниковые мигранты из бывших подмосковных колхозов.
Много ли будет выделяться гормона дофамина, если ваше утро начинается с отдавленных ботинок в метро и страха подхватить коронавирус в давке? Много критики и негативных комментариев можно найти в интернете про знаменитую давку на станции метро «Выхино». Порою не отличить критику от критиканства. Некоторые даже строят свой самопиар на критиканстве. Особенно умиляет, когда критиканством всего и вся в Москве занимаются люди сами не являющиеся коренными москвичами. Здесь всегда один посыл — жажда славы.
Так куда же стали пропадать москвичи?
Началось всё не сегодня и не вчера. Московский диалект стал в ареоле своего обитания неким архаизмом. Употребление его резко выделяет из толпы. Начало исчезновения московского говора началось при введении понятия лимит. Когда вчерашним провинциалам разрешили по лимиту приезжать и работать в столице. Именно тогда начался процесс плавного перетекания в Москву не москвичей. Просто тогда этот процес хоть как-то контролировался ибо существовал всемогущий план, выполнение которого жестко контролировала КПСС.
Но с момента развала могучего Союза, когда все старые планы отменили, как вредные пережитки, в Москву хлынуло настоящее людское цунами. Въезд в Москву стал абсолютно свободен для всех. Конечно, некоторые проблемы у приезжих возникали, например, с регистрацией. Но разве это может стать серьёзным препятствием в условиях рыночной экономики и расцвета нового мышления?
Всё это вылилось в доселе невиданные «резиновые квартиры». Обалдевшие от небывалой свободы люди, потерявшие работу из-за стагнации, дефолтов и гиперинфляции, вынуждены были хоть как-то кормить свои семьи лже-регистрациями посторонних людей.
Сейчас об этом не говорят. Нет и проституток на Тверской. Вроде все хорошо и стабильно стало. Строится невиданными темпами метро. Атмосферу старой Москвы ещё можно ощутить в центре, местами и на окраинах. Теперь, это как римские постройки, просто стоят и смотрят своими глазницами на всех. Душа здания неразрывно связана с создателями и обитателями. Ни тех, ни других больше нет.
Старая Москва исчезала не сразу. Стирали названия улиц, хотели, пройдя по карте широким ластиком, вытравить прошлое, где-то просто сменой вывески, а где-то и ковшом экскаватора, а где-то и отключением от отопления, чтобы дом сам развалился. Кому, например, стало лучше от сноса памятника Ф.Э. Дзержинскому, что преступности меньше стало?
Постскриптум
Из всех российских городов Москва есть истинный русский город, сохранивший свою национальную физиогномию, богатый историческими воспоминаниями, ознаменованный печатью священной древности, и зато нигде сердце русского не бьется так сильно, так радостно, как в Москве.
(В. Г. Белинский, Письмо А. П. и Е. П. Ивановым, конец 1829 г., Журнал моей поездки в Москву.)