Сочинский национальный парк проводит поиск и изучение мест падения советских самолётов, сбитых в воздушных боях.
Одно из таких мест исследовано на территории Солох-Аульского участкового лесничества между поселками Вардане и Нижняя Хобза. Здесь были обнаружены обломки самолета времен Великой Отечественной войны. По найденному номеру двигателя удалось выяснить, что это был самолет Пе-2 № 17-84, находившийся в 1942 году в составе 40-го авиаполка пикирующих бомбардировщиков 63-й бомбардировочной авиабригады ВВС Черноморского флота. Он выполнял задание по прикрытию сторожевого корабля «Шквал», который доставлял груз в осажденный Севастополь.
Экипаж боевой машины состоял из трех человек. Останки одного из них были найдены рядом с обломками самолёта.
На месте падения поисковым отрядом «Кубанский плацдарм» ранее была установлена памятная табличка со следующим текстом: «На этом месте 21 июня 1942 года при выполнении боевого задания на самолёте Пе-2 геройски погиб воздушный стрелок-бомбардир 40-го БАП ВВС ЧФ мл. л-т Пирогов Николай Тимофеевич 1941 г.р.»
Напомним, ранее место падения самолета обследовали в Большом Кичмае во время совместной экспедиции Сочинского национального парка, Местного отделения Российского военно-исторического общества и общественной организации «Адыгэ Хасэ».
По имеющимся данным, в этом ущелье находится место падение советского военного самолета из состава 246-го истребительного авиаполка под управлением старшего сержанта Константина Позднякова, сбитого авиацией противника в ноябре 1942 года. С земли за падением самолета в 42-ом наблюдали жители аула Большой Кичмай. После того как самолет загорелся и упал, учитель физкультуры местной школы с группой наиболее подготовленных учеников выдвинулся в район падения. Они увидели на склоне левого берега ручья Мафапэ зацепившегося стропами и висящего на кронах деревьев летчика. Им удалось освободить его из ловушки и спустить на землю.
Экспедиция тщательно осмотрела склон, вышла на место удара самолета о землю и обнаружила достаточно большое количество мелких фрагментов. Многие и них хорошо сохранились.
Руслан Бердиев, представитель местного отделения «Российского военно-исторического общества»: «Во время обследования было определено несколько мест, где возможно установить памятные знаки или обелиски. Одно из них находится на склоне в 10 метрах от места падения. Второе, на более доступной открытой площадке правого берега реки, вблизи от дороги, ведущей в район 33 водопадов аула Большой Кичмай»