Продолжая тему чудовищного воровства леса в нашей стране, хотелось бы уделить внимание валютному контролю в рамках компетенции таможни. С самых больших трибун страны постоянно доносятся грозные слова о том, что в проблеме истязания природных ресурсов необходимо навести порядок. Частенько любят кивать и в сторону таможни, мол действуйте. Но анализируя последние НПА и директивы, создаётся устойчивое впечатление, что всё это не более, чем фарс и имитация бурной деятельности. А теперь обо всём по порядку.
На канале ранее затрагивалась проблема, связанная с выявлением валютных преступлений и доведения до ума (до суда) уголовных дел. Около года назад по линии Генерального прокурора проскальзывали мысли о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс в части наделения таможни полномочиями по проведению дознания в отношении данной категории преступлений.
Но с тех пор прошло много времени, а воз и ныне там. После возбуждения таможней уголовных дел, они часто рассыпаются в кабинетах смежных ведомств. И дело не только в каких-то коррупционных проявлениях. Зачастую наши коллеги просто их не тянут в силу отсутствия необходимых знаний в сфере таможенного дела.
Существует и другая проблема. Валютные преступления имеют свою специфику и многие материалы не получается довести даже до регистрации рапорта об обнаружении признаков преступления. Махинациями занимаются не самые глупые люди. Фирмы-однодневки, дропы, доп. соглашения к контрактам и прочие хитросплетённые приёмчики. Остаются кое-какие манёвры по привлечению к административной ответственности. Что интересно, финансовые наказания по административке (курим статью 15.25 КоАП РФ) порой суровее, чем по уголовным делам.
Подразделениям валютного контроля далеко не всегда удаётся растормошить правоохранительный блок таможни для сбора необходимой или недостающий информации. Причина зарыта в элементарных показателях. Пока ты будешь рыть материалы, которые скорее всего не выстрелят, уйдёт возможность выявить более ходовые преступления. Поэтому зачастую валютчики предоставлены сами себе.
Но даже если все звёзды сходятся, регистрируется рапорт и возбуждается уголовное дело, дальнейшая судьба таких дел печальна нам известна.
А теперь о главном. Таможне неоднократно в укор ставили недостаточный контроль за беспредельный и безнаказанный вывоз за рубеж лесоматериалов. Одним из инструментов по противодействию этим процессам является валютный контроль. Если в двух словах, самая распространённая схема по воровству леса выглядит так.
Данное деяние вполне попадает под состав статьи 193 УК РФ. Вишенкой на торте стал один интересный федеральный закон, который значительно ослабил обязанность по репатриации резидентами валюты при внешнеторговых сделках с товарами. Под ослабления попали и лесные товарные группы, включённые в список стратегически важных ресурсов.
Принятие таких НПА явно расходится с озвучиваемой с трибун позицией о борьбе с воровством леса. Господа, это федеральный уровень, что заставляет всерьёз задуматься о происходящем. Инструментов для борьбы с высококвалифицированным жульём становится меньше, не говоря уже о слабой для этих целей инфраструктуре и косых НПА.
Куда чудовищней осознавать, что это приобретает законодательный уровень. Это потом, когда нужно будет найти виноватых, классически укажут на стрелочников таможенников. Но корень зла засел не в них. Всё предельно ясно-понятно. Или нет?
---------------------
© Telegram-канал Злой таможенник
Больше статей. Без цензуры: