В обществе бытует мнение, что у учителей часто самые непослушные дети, а у врачей встречаются залеченные и частоболеющие, при этом механизм этого явления не понятен, но факт остается фактом.
Я никогда не верила в это, всегда считала, что нет никакой закономерности в результатах воспитания детей, и что специальность матери или отца вряд ли сильно может повлиять на качество (и количество) воспитанности или образованности их детей.
Так считала до тех пор, пока сама не оказалась в этой ситуации.
Я логопед, и у меня речевой ребенок.
Что бы Вы понимали, я - человек, влюбленный в профессию: с большим удовольствием училась в университете,потом сразу после обучения пошла работать в школу, и с огромным энтузиазмом погрузилась в мир логопедии и дефектологии, чувствуя, что там мое место и, возможно, ради помощи этим детям я родилась на свет. В этом я видела свое предназначение и пользу, которые искала всегда.
Но жизнь подкинула мне испытание оттуда, откуда я не ожидала - мой сын не начал разговаривать. Не начал говорить ни в 2 года, ни в 3, ни даже в 4 (хотя к 3 годам я уже забила тревогу)...
А я винила себя. Винила за то, что не заметила предпосылки вовремя, что не достаточно занималась с ним, что занималась не тем, и много-много других мыслей бегало в моей голове, пока я таскала его по невропатологам, по психологам, остеопатам и другим логопедам.
Одним словом, в тот период я пережила личный ад: быть специалистом в этой области и при этом быть абсолютно беспомощной перед лицом большой проблемы, о которой я знала достаточно много.
Зачем я "такой замечательный логопед", если не могу помочь своему ребенку? Зачем тогда все это?
Результат моих страданий есть: он, конечно, заговорил после 4 лет (не без труда), сейчас ему 7, и у нас получилось подготовиться и пойти в простую общеобразовательную школу, при этом достаточно успешно.
В целом, сейчас все нормализовалось, но я хочу поделиться с Вами своим пониманием ситуации с надеждой, что мой опыт поможет Вам справиться с Вашей трудной ситуацией.
Я выделила два пункта, чему меня научила речевая проблема моего ребенка:
- Во - первых, как я писала раньше, я - человек, влюблённый в профессию. Но что это означало в тот момент? Я всегда действовала по протоколу: ставила диагнозы, отправляла родителей на комиссию, брала тяжелые случаи и, где-то внутри, радовалась им, как опыту, который я получаю. Что осознаю я теперь? Что за всеми этими протоколами стоят и стояли люди: матери, глубоко страдающие и переживающие за своего ребенка, и непосредственно дети, нуждающиеся не в моих чистоговорках, а в моем сочувствии, чувствовании и поддержке.
Таким образом, через призму опыта с собственным сыном, я стала лучшим специалистом, чем была. Более человечным, что ли.
- Второй пункт, я думаю, проходят многие родители разными болезненными ситуациями, просто, возможно, не в таком раннем возрасте детей: завышенные ожидания. Я, как отличница, и, в целом, "ломовая лошадь" - что повесили, то и везу, планировала сделать из сына вундеркинда: хотела учить языки вместе с ним, хотела отдать его на единоборства и много-много других иллюзий я питала, пока он рос, и ждала, когда же он заговорит... Когда он не заговорил, все мои завышенные требования спустились лишь до одного моего желания: лишь бы был здоровым, лишь бы заговорил. И все! И теперь для меня не имеют значения ни какие-то успехи в языках или учебе, для меня важнее его психологический комфорт, то, насколько ему легко выполнять те или иные задания, а также заводить знакомства и выражать словами то, что он хочет выразить.
Таким образом, благодаря тому, что у меня ребенок с трудностями в овладении устной речью, я стала лучше, как мать, чем была бы, если бы этого со мной не произошло.
В заключении хочу сказать, что нет худа без добра.
Оказалось, что мое предназначение было не в том, чтобы помочь другим детям, а в том, чтобы помочь своему ребенку, и через него изменить отношение к людям, в целом.