Найти тему
Saltmag

15 книг, фильмов и альбомов к 8 марта

К 8 марта мы собрали 15 важных культурных произведений, созданных певицами, писательницами, актрисами и режиссерами.

Музыка

Patti Smith «Horses», 1975 год

В молодости Патти Смит хотела выглядеть, как Кит Ричардс, курить, как Жанна Моро, и писать стихи в стиле Артюра Рембо. Все эти личности легко уживались в Патти и ее творчестве, которое покорило публику поэтических чтений Бруклина и клуба CBGB в 70-е. В те годы мало кто расценивал Патти Смит в качестве иконы феминизма, но она точно ей была в жизни и на сцене и считала, что женщины должны делать свой выбор с холодной головой и бунтарским огнем в груди. 8 марта советуем слушать дебютный альбом «Horses» с легендарным синглом Gloria, открывающимся строками из поэмы Патти «Богохульство».

Madonna «Like a Prayer», 1989 год

За свою карьеру Мадонна часто пародировала популярные женские образы, высмеивая с их помощью гендерное неравенство, расовую дискриминацию или религиозный фанатизм. Одной из самых сильных работ певицы остается альбом «Like a Prayer», где она, кажется, прошлась по всем порокам общества. Абсолютный хит альбома — заглавная песня «Like a Prayer», которая открывается классическим хард-рок соло и продолжается практически церковным пением самой Мадонны, где ее героиня обращается к богу или к мужчине, которого она любит, как бога. Именно после этого релиза критики заговорили о Мадонне как о певице десятилетия, но они не догадывались, что она станет голосом целой эпохи.

Bikini Kill «Pussy Whipped», 1993 год

Участницы Bikini Kill стояли у истоков движения riot grrrl, которое бушевало на панк-сцене в 90-е годы. За грязными гитарными риффами и не самым профессиональным звучанием основных групп riot grrrl слушателей ждали серьезные идеи — в текстах песен они говорили о насилии над женщинами, выступали против запретов на аборты и старались поддерживать девичий бунт любыми силами и инициативами. Альбом Bikini Kill «Pussy Whipped» был признан одним из лучших творений движения, особенно песня Rebel Girl — про девушку, «в голосе которой слышно революцию».

Missy Elliot «Supa Dupa Fly», 1997 год

Мисси Эллиот ворвалась в насквозь маскулинную рэп-индустрию с дебютным альбомом «Supa Dupa Fly», чтобы донести простую истину: женщина в хип-хопе — это не просто подружка очередного читающего гангстера. Мисси высказалась задолго до того, как Бейонсе спела, что «девушки правят миром». Для нее идея женской независимости была не модным жестом, а единственным верным путем. В детстве Эллиот пережила насилие, видела, как отец издевался над матерью, и ее творчество просто не могло быть другим, она не могла замалчивать неудобные темы. Мисси выразила свою позицию не только музыкой и текстами, но и внешностью. Она не стремилась быть похожей на женский идеал, пропагандируемый рэперами, не строила свой образ на сексуальности, а была собой и продолжает это делать.

Against Me! «Transgender Dysphoria Blues», 2014 год

Лора Джейн Грейс росла, как любой панк-подросток — ненавидела полицию и правительство, любила группу Crass, выпускала собственный фэнзин и в итоге собрала собственную панк-группу Against Me!. Правда, тогда она носила имя Томас и лишь в 2012 году призналась в гендерной дисфории, а затем начала переход. Альбом «Transgender Dysphoria Blues» — исповедь Лоры Джейн, ее долгий путь к принятию себя и своего тела через депрессии и отторжение. Альбом сыграл важную роль в мировом диалоге о трансгендерности, а панк-сообщество отреагировало на историю Лоры Джейн с пониманием, несмотря на то, что, по мнению критика Rolling Stones, «нужно обладать мужеством, чтобы сделать каминг-аут, играя в таком жанре».

Книги

Вирджиния Вулф «Своя комната», 1929 год

«Своя комната» появилась на основе двух лекций, которые Вирджиния Вулф читала студентам американских колледжей Ньюхэм и Гиртон. В эссе Вулф акцентирует внимание на том, что женская литература долго не могла развиваться нужным образом из-за огромного количества препятствий. Она рассказывает о своем отце, который считал, что образование должны были получать только мальчики — в детстве Вирджиния оставалась дома, пока ее братья ходили в школу. Рассуждает о писательницах прошлого — например, о Джейн Остин, пишущей свои произведения в общей столовой, скрывая листы с рукописями под салфетками. «Своя комната» — это не просто помещение, а именно безопасное пространство, где женщина может творить.

Харпер Ли «Убить пересмешника», 1960 год

Золотой образец южной готики, где все признаки жанра (от краха Юга до расизма и духовного вырождения южан) приходятся фоном для главной героини Джин-Луизы Финч, Глазастика. Она — типичный ребенок произведений южной литературы. Такие девочки, которые постоянно слышат, что ведут себя хуже мальчиков, существуют в жанре повсеместно. Через детскую непосредственность Глазастика Харпер Ли обличала все пороки своих соотечественников-южан: неискоренимый расизм, презрение к белому отребью (нищим белым южанам) и уничижительное отношение к женщинам. Пока тетушка Джин-Луизы заставляла ее носить платья, излучать свет и радовать отца, девочка была уверена, что может с легкостью делать все это и в штанах.

Стивен Кинг «Кэрри», 1974 год

«Кэрри» Стивена Кинга долго шла к публикации и признанию. Сначала сам писатель, написав несколько страниц нового романа, отправил его в мусор, но потом поддался уговорам жены и довел работу до конца. Затем критики встретили «Кэрри» довольно холодно и, по иронии, назвали произведение мусором. Время, как заведено, все расставило на свои места. «Кэрри» — это история о девушке, которая в итоге воздала по заслугам всем: и фанатичке-матери, и обидчикам в школе, которые издевались над ней.

Эмма Клайн «Девочки», 2017 год

В романе «Девочки» достаточно намеков на историю Чарльза Мэнсона и его «Семьи», но это не попытка пересказать преступления харизматичного лидера секты хиппи и вновь пуститься в рассуждения о феномене его появления. Эмма Клайн пишет о девочках, переживающих нелегкий подростковый период. Главная героиня Эви — типичный аутсайдер: непопулярная, стеснительная и неуверенная в себе. Эти качества и желание встать в один ряд с «крутыми девушками» приводят ее в секту, где все крутится вокруг одобрения лидера. В книге переплетаются воспоминания Эви о событиях на ферме и ее рассуждения о произошедшем уже с высоты пережитого опыта.

Сборник эссе «Феминистки не носят розовое (и другие мифы)», 2018 год

В сборник под редактурой журналистки и писательницы Скарлетт Кертис вошли 52 сочинения Сирши Ронан, Эванны Линч, Эммы Уотсон и других известных женщин с их рассуждениями о феминизме. Цель каждого эссе и всего сборника — избавиться от стереотипов о феминистках, многие из которых совершенно абсурдны. Кроме того, книга наглядно показывает, что борьба за равенство еще нескоро завершится и нам придется долго трудиться, чтобы добиться этого.

Фильмы

«Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080», 1975 год

В почти три с половиной часа фильма уместились три дня из жизни Жанны Дильман — вдовы-домохозяйки, жизнь которой отлажена, словно часы: уход за сыном, готовка еды, уборка дома. Днем, пока сын в школе, Жанна занимается проституцией, чтобы прокормить себя и ребенка — пока варится картошка на плите, она проводит время с клиентом. Постепенно механизм дает сбой — на второй день картошка переваривалась, а на третий Жанна убивает клиента ножницами. Режиссер фильма Шанталь Акерман считала, что женского кино не существует, и не относила свою картину к кинематографу феминизма, но смогла показать обратную сторону бесконечной домашней рутины, возложенной на многих женщин.

Кадр из фильма «Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080». Courtesy photo
Кадр из фильма «Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080». Courtesy photo

«Чужой», 1979 год

В 1979 году на экраны вышел очередной фильм о Рокки Бальбоа, а также картины «Апокалипсис сегодня» и «Лунный гонщик». Среди фильмов, сконцентрированных на мужских персонажах, Ридли Скотт выпустил первую часть будущей франшизы «Чужой», где главными героями стали ксеноморф и Эллен Рипли в исполнении Сигурни Уивер. Она появляется в кадре вместе с остальным экипажем корабля «Ностромо», и зритель не сразу понимает, что именно Рипли отведена главная роль. На ее плечи ляжет ответственность за спасение от инопланетного паразита своей жизни, всего человечества и кота Джонси.


Кадр из фильма «Чужой». Courtesy photo
Кадр из фильма «Чужой». Courtesy photo

«10 причин моей ненависти», 1999 год

Комедийная мелодрама о подростках хороша по ряду причин — здесь и молодой кудрявый Хит Леджер, и безоглядно влюбленный «ботаник» Джозеф Гордон-Левитт, и отсылки к шекспировским пьесам «Ромео и Джульетта» и «Укрощение строптивой», строки из которых часто цитируют персонажи. Но нам больше всего нравится главная героиня Катарина Стрэтфорд или просто Кэт. Ее комната украшена плакатами женских рок-групп, она слушает Bikini KIll и играет на гитаре. Среди ее любимых писательниц — Симона де Бовуар и Сильвия Платт, а на школьных уроках Кэт не стесняется спрашивать учителей, почему они не проходят женскую литературу вместо «женоненавистника Хемингуэя».


Кадр из фильма «10 причин моей ненависти». Courtesy photo
Кадр из фильма «10 причин моей ненависти». Courtesy photo

«Безумный Макс: Дорога ярости», 2015 год

Перезапуск и одновременно продолжение франшизы «Безумный Макс» вполне могло повторить судьбу предыдущих фильмов про Макса Рокатански с Мэлом Гибсоном, где мужчины (и иногда Тина Тернер) выясняют отношения на выжженной атомными бомбами земле. В ребуте 2015 года вместо Мэла Гибсона роль Макса сыграл Том Харди, который разделил основное экранное время с Шарлиз Терон, воительницей Фуриосой. Она — профессиональный воин, убийца диктаторов и борец за свободу — дала повод говорить о наступлении новой эпохи феминизма в кино.


Кадр из фильма «Безумный Макс: Дорога ярости». Courtesy photo
Кадр из фильма «Безумный Макс: Дорога ярости». Courtesy photo

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури», 2017 год

Драма Мартина МакДоны стала первой масштабной киноработой режиссера. В центр сюжета он поставил женского персонажа — Милдред Хейс. Главная героиня пытается добиться справедливости и найти убийц своей дочери. В ответ на бездействие полиции она арендует билборды на въезде в город, через которые обращается к шерифу полиции: «Пока она умирала, ее насиловали. Все еще никто не арестован? Как это возможно, шеф Уиллоуби?» У МакДоны действительно получилось создать образ сильной женщины, но еще лучше он смог отразить современные реалии — насилие, безнаказанность и бездействие властей.


Кадр из фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Courtesy photo
Кадр из фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Courtesy photo

Понравилась статья? Ставьте лайк и поделитесь с друзьями :) Не согласны с чем-то? Расскажите свое мнение в комментариях!

Самое интересное, необычное и актуальное – на нашем канале: подписывайтесь!