К 8 марта мы собрали 15 важных культурных произведений, созданных певицами, писательницами, актрисами и режиссерами.
Музыка
Patti Smith «Horses», 1975 год
В молодости Патти Смит хотела выглядеть, как Кит Ричардс, курить, как Жанна Моро, и писать стихи в стиле Артюра Рембо. Все эти личности легко уживались в Патти и ее творчестве, которое покорило публику поэтических чтений Бруклина и клуба CBGB в 70-е. В те годы мало кто расценивал Патти Смит в качестве иконы феминизма, но она точно ей была в жизни и на сцене и считала, что женщины должны делать свой выбор с холодной головой и бунтарским огнем в груди. 8 марта советуем слушать дебютный альбом «Horses» с легендарным синглом Gloria, открывающимся строками из поэмы Патти «Богохульство».
Madonna «Like a Prayer», 1989 год
За свою карьеру Мадонна часто пародировала популярные женские образы, высмеивая с их помощью гендерное неравенство, расовую дискриминацию или религиозный фанатизм. Одной из самых сильных работ певицы остается альбом «Like a Prayer», где она, кажется, прошлась по всем порокам общества. Абсолютный хит альбома — заглавная песня «Like a Prayer», которая открывается классическим хард-рок соло и продолжается практически церковным пением самой Мадонны, где ее героиня обращается к богу или к мужчине, которого она любит, как бога. Именно после этого релиза критики заговорили о Мадонне как о певице десятилетия, но они не догадывались, что она станет голосом целой эпохи.
Bikini Kill «Pussy Whipped», 1993 год
Участницы Bikini Kill стояли у истоков движения riot grrrl, которое бушевало на панк-сцене в 90-е годы. За грязными гитарными риффами и не самым профессиональным звучанием основных групп riot grrrl слушателей ждали серьезные идеи — в текстах песен они говорили о насилии над женщинами, выступали против запретов на аборты и старались поддерживать девичий бунт любыми силами и инициативами. Альбом Bikini Kill «Pussy Whipped» был признан одним из лучших творений движения, особенно песня Rebel Girl — про девушку, «в голосе которой слышно революцию».
Missy Elliot «Supa Dupa Fly», 1997 год
Мисси Эллиот ворвалась в насквозь маскулинную рэп-индустрию с дебютным альбомом «Supa Dupa Fly», чтобы донести простую истину: женщина в хип-хопе — это не просто подружка очередного читающего гангстера. Мисси высказалась задолго до того, как Бейонсе спела, что «девушки правят миром». Для нее идея женской независимости была не модным жестом, а единственным верным путем. В детстве Эллиот пережила насилие, видела, как отец издевался над матерью, и ее творчество просто не могло быть другим, она не могла замалчивать неудобные темы. Мисси выразила свою позицию не только музыкой и текстами, но и внешностью. Она не стремилась быть похожей на женский идеал, пропагандируемый рэперами, не строила свой образ на сексуальности, а была собой и продолжает это делать.
Against Me! «Transgender Dysphoria Blues», 2014 год
Лора Джейн Грейс росла, как любой панк-подросток — ненавидела полицию и правительство, любила группу Crass, выпускала собственный фэнзин и в итоге собрала собственную панк-группу Against Me!. Правда, тогда она носила имя Томас и лишь в 2012 году призналась в гендерной дисфории, а затем начала переход. Альбом «Transgender Dysphoria Blues» — исповедь Лоры Джейн, ее долгий путь к принятию себя и своего тела через депрессии и отторжение. Альбом сыграл важную роль в мировом диалоге о трансгендерности, а панк-сообщество отреагировало на историю Лоры Джейн с пониманием, несмотря на то, что, по мнению критика Rolling Stones, «нужно обладать мужеством, чтобы сделать каминг-аут, играя в таком жанре».
Книги
Вирджиния Вулф «Своя комната», 1929 год
«Своя комната» появилась на основе двух лекций, которые Вирджиния Вулф читала студентам американских колледжей Ньюхэм и Гиртон. В эссе Вулф акцентирует внимание на том, что женская литература долго не могла развиваться нужным образом из-за огромного количества препятствий. Она рассказывает о своем отце, который считал, что образование должны были получать только мальчики — в детстве Вирджиния оставалась дома, пока ее братья ходили в школу. Рассуждает о писательницах прошлого — например, о Джейн Остин, пишущей свои произведения в общей столовой, скрывая листы с рукописями под салфетками. «Своя комната» — это не просто помещение, а именно безопасное пространство, где женщина может творить.
Харпер Ли «Убить пересмешника», 1960 год
Золотой образец южной готики, где все признаки жанра (от краха Юга до расизма и духовного вырождения южан) приходятся фоном для главной героини Джин-Луизы Финч, Глазастика. Она — типичный ребенок произведений южной литературы. Такие девочки, которые постоянно слышат, что ведут себя хуже мальчиков, существуют в жанре повсеместно. Через детскую непосредственность Глазастика Харпер Ли обличала все пороки своих соотечественников-южан: неискоренимый расизм, презрение к белому отребью (нищим белым южанам) и уничижительное отношение к женщинам. Пока тетушка Джин-Луизы заставляла ее носить платья, излучать свет и радовать отца, девочка была уверена, что может с легкостью делать все это и в штанах.
Стивен Кинг «Кэрри», 1974 год
«Кэрри» Стивена Кинга долго шла к публикации и признанию. Сначала сам писатель, написав несколько страниц нового романа, отправил его в мусор, но потом поддался уговорам жены и довел работу до конца. Затем критики встретили «Кэрри» довольно холодно и, по иронии, назвали произведение мусором. Время, как заведено, все расставило на свои места. «Кэрри» — это история о девушке, которая в итоге воздала по заслугам всем: и фанатичке-матери, и обидчикам в школе, которые издевались над ней.
Эмма Клайн «Девочки», 2017 год
В романе «Девочки» достаточно намеков на историю Чарльза Мэнсона и его «Семьи», но это не попытка пересказать преступления харизматичного лидера секты хиппи и вновь пуститься в рассуждения о феномене его появления. Эмма Клайн пишет о девочках, переживающих нелегкий подростковый период. Главная героиня Эви — типичный аутсайдер: непопулярная, стеснительная и неуверенная в себе. Эти качества и желание встать в один ряд с «крутыми девушками» приводят ее в секту, где все крутится вокруг одобрения лидера. В книге переплетаются воспоминания Эви о событиях на ферме и ее рассуждения о произошедшем уже с высоты пережитого опыта.
Сборник эссе «Феминистки не носят розовое (и другие мифы)», 2018 год
В сборник под редактурой журналистки и писательницы Скарлетт Кертис вошли 52 сочинения Сирши Ронан, Эванны Линч, Эммы Уотсон и других известных женщин с их рассуждениями о феминизме. Цель каждого эссе и всего сборника — избавиться от стереотипов о феминистках, многие из которых совершенно абсурдны. Кроме того, книга наглядно показывает, что борьба за равенство еще нескоро завершится и нам придется долго трудиться, чтобы добиться этого.
Фильмы
«Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080», 1975 год
В почти три с половиной часа фильма уместились три дня из жизни Жанны Дильман — вдовы-домохозяйки, жизнь которой отлажена, словно часы: уход за сыном, готовка еды, уборка дома. Днем, пока сын в школе, Жанна занимается проституцией, чтобы прокормить себя и ребенка — пока варится картошка на плите, она проводит время с клиентом. Постепенно механизм дает сбой — на второй день картошка переваривалась, а на третий Жанна убивает клиента ножницами. Режиссер фильма Шанталь Акерман считала, что женского кино не существует, и не относила свою картину к кинематографу феминизма, но смогла показать обратную сторону бесконечной домашней рутины, возложенной на многих женщин.
«Чужой», 1979 год
В 1979 году на экраны вышел очередной фильм о Рокки Бальбоа, а также картины «Апокалипсис сегодня» и «Лунный гонщик». Среди фильмов, сконцентрированных на мужских персонажах, Ридли Скотт выпустил первую часть будущей франшизы «Чужой», где главными героями стали ксеноморф и Эллен Рипли в исполнении Сигурни Уивер. Она появляется в кадре вместе с остальным экипажем корабля «Ностромо», и зритель не сразу понимает, что именно Рипли отведена главная роль. На ее плечи ляжет ответственность за спасение от инопланетного паразита своей жизни, всего человечества и кота Джонси.
«10 причин моей ненависти», 1999 год
Комедийная мелодрама о подростках хороша по ряду причин — здесь и молодой кудрявый Хит Леджер, и безоглядно влюбленный «ботаник» Джозеф Гордон-Левитт, и отсылки к шекспировским пьесам «Ромео и Джульетта» и «Укрощение строптивой», строки из которых часто цитируют персонажи. Но нам больше всего нравится главная героиня Катарина Стрэтфорд или просто Кэт. Ее комната украшена плакатами женских рок-групп, она слушает Bikini KIll и играет на гитаре. Среди ее любимых писательниц — Симона де Бовуар и Сильвия Платт, а на школьных уроках Кэт не стесняется спрашивать учителей, почему они не проходят женскую литературу вместо «женоненавистника Хемингуэя».
«Безумный Макс: Дорога ярости», 2015 год
Перезапуск и одновременно продолжение франшизы «Безумный Макс» вполне могло повторить судьбу предыдущих фильмов про Макса Рокатански с Мэлом Гибсоном, где мужчины (и иногда Тина Тернер) выясняют отношения на выжженной атомными бомбами земле. В ребуте 2015 года вместо Мэла Гибсона роль Макса сыграл Том Харди, который разделил основное экранное время с Шарлиз Терон, воительницей Фуриосой. Она — профессиональный воин, убийца диктаторов и борец за свободу — дала повод говорить о наступлении новой эпохи феминизма в кино.
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури», 2017 год
Драма Мартина МакДоны стала первой масштабной киноработой режиссера. В центр сюжета он поставил женского персонажа — Милдред Хейс. Главная героиня пытается добиться справедливости и найти убийц своей дочери. В ответ на бездействие полиции она арендует билборды на въезде в город, через которые обращается к шерифу полиции: «Пока она умирала, ее насиловали. Все еще никто не арестован? Как это возможно, шеф Уиллоуби?» У МакДоны действительно получилось создать образ сильной женщины, но еще лучше он смог отразить современные реалии — насилие, безнаказанность и бездействие властей.