Найти тему
Марьям Аллалио

Староверы или старообрядцы, как правильно?

Староверы и старообрядцы, есть ли различие в этих терминах?

Одни люди считают, что различия между этими понятиями огромные, а другие, считают, что различий нет.

Попробуем разобраться, но тем не менее, каждый имеет право на свою точку зрения.

Староверы - так называли себя люди, которые после церковной реформы смогли сохранить свою идентичность, свою веру и обряды.  Бытует мнение, что староверы, поклоняются древнерусским Богам таким как, Перуну, Велесу, а некоторые люди задаются более глубокими вопросами, если они староверы, то значит у них была Старая Вера? Значит появилась Новая Вера?

В XVII веке Патриархом Никоном с поддержкой царя Романова Алексея Михайловича, была проведена глобальная церковная реформа, которая способствовала расколу Русской Православной Церкви. В связи с реформой, изменилось перстосложение, земные поклоны были заменены поясными, был изменен "Символ Веры", изменено таинство крещения, в церковные книги вносились изменения. Сначала, были изменены некоторые догмы, но постепенно это реформа затронула все канонические догмы церкви и религиозные обряды.

Староверы в наши дни
Староверы в наши дни

Были изменены вековые традиции, духовные устои, религиозный и культурный уклад, с чем были не согласны многие священники. Люди, которые, были не согласны с изменением церковных доктрин поддержали священников выступавших против церковной реформы.

Одним из таких священников был Протопоп Аввакум Петров (25 ноября 1620–14 (24) апреля 1682). Это был проповедник, который всей душой болел за свой приход, обладая даром исцеления больных и бесноватых людей, он никому не отказывал в помощи, к нему обращались все слои общества. Он был против церковной реформы, против исправления церковных книг, изменения богослужения, изменения Устава Церкви, в связи с чем подвергся гонениям.

Икона «Священномученик протопоп Аввакум». Россия, Москва (?), последняя четверть XVII — начало XVIII вв. Государственный Исторический музей, Москва
Икона «Священномученик протопоп Аввакум». Россия, Москва (?), последняя четверть XVII — начало XVIII вв. Государственный Исторический музей, Москва

Авакум призывал людей не бояться преследований и пострадать за "старую христианскую веру". Известный писатель того времени, защитник Православия Спиридон Потёмкин писал, что истинную веру хотят повредить изменениями и обмануть христиан. Измененную веру, он называл "злой верой" И таких высказываний было много.

Икона «Священномученик протопоп Аввакум». Нач. ХХ в.
Икона «Священномученик протопоп Аввакум». Нач. ХХ в.

Служители Соловецкого монастыря обратились к государю с просьбой разрешить остаться в "старой вере", которая была после Крещения Руси, и в которой, были все предыдущие цари. Поэтому после Никоновской реформы "Веру" стали делить на "старую веру" и "новую веру", а людей стали называть "староверами" и "нововерами". Термин "нововеры" не прижился, а термин "староверы" можно встретить и до сих пор.

Долгое время во всех документах "староверов" называли "раскольниками" или "еретиками", то есть людьми, которые не приняли реформу русской церкви и способствовали её расколу. "Раскольников" всячески преследовали, они подвергались репрессиям и гонениям.

Великая Екатерина, царица Российской Империи, меняет отношение к раскольникам и считает, что они могут быть полезны при расселении на необжитых территориях. Она подписывает ряд документов, в которых предоставляет им ряд прав и льготы, и уже в документах термин "раскольники" переименовывают в "старообрядцы". Но в постановлениях некоторых Соборах указывалось, что термин "старообрядцы" не вполне точен, так как получается, что люди были против новых церковных обрядов, а вера оставалась неизменной, но это было не так.

Иргизский староверческий собор 1805 год называл старообрядцами, христиан, которые пользуются старыми церковными книгами, старыми обрядами, но подчиняются Синодальной Церкви.

В разных исторических книгах можно увидеть термин "старовер" и "староверец" и объяснение этому термину.

Видный русский историк, автор крупных трудов, по Московской Руси, и по Петровской эпохе С. Князьков в книге "Как начался раскол русской церкви" пишет, что население " ревнители старой веры", испугавшись преследований побежали во все стороны.

Писатель, исследователь раскола русской церкви Платон Львович Светозаров он же, Павел Любопытный (1772–1848) издал словарь терминов в котором, староверов он определял, как безпоповцев, а старообрядцев он определял, как верующих, которые отделились от Русской Православной Церкви и от православия (бегствующее священство). И все же в конце концов, некоторые староверы стали называться старообрядцами.

К началу XX века вместо термина староверы, староверцы начинают употреблять термин старообрядцы. В последствии термин "старообрядцы" закрепил на законодательном уровне Николай II в своем указе о веротерпимости. В этом законе название "старообрядцев" закрепляется вместо термина "раскольники".

Картина В. Г. Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере»
Картина В. Г. Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере»

Старообрядцы теперь это те, кто приемлет догматы Православной Церкви, но не признают обряды и проводят богослужение по старопечатным книгам. Но старообрядцы продолжали себя называть староверами, о чем писал в своем староверческим журнале «Родная старина» Д. Михайлов. Он писал, что протопоп Аввакум говорил О «старой христианской вере» а не об «обрядах». Вот почему во всех исторических постановлениях и посланиях первых ревнителей древлего православия — нигде не встречается наименования "старообрядец".

У П. Знаменского в «Руководстве к русской истории», есть такая фраза: «Петр сделался гораздо строже к староверцам».

Сложение перстов по "старой вере"
Сложение перстов по "старой вере"

Периодически возникают разногласия на тему: " Как правильно говорить староверы или старообрядцы?"

Есть настолько непримиримые люди, которыеа доказывают, что:

  • Называться надо только христианами, нет ни старой ни новой веры, нет ни новых ни старых обрядов. Существует только одна православная вера и православные обряды.
  • Староверами называют людей, которые считают, что после реформы Никона появились существенные разногласия в проведении обрядов, в "Символе Веры".
  • Другие же считают, что после раскола Русской Православной Церкви появились старообрядцы, и староверов надо переименовать в старообрядцев, потому что существует разница только в проведении обрядов, проведение которых изменил Никон.
  • Синодальная же Церковь вообще не делает разницы между староверами и старообрядцами, потому что она считает, что нет разницы между обрядами и верой. Об этом и говорится в постановление Поместного собора Московской Патриархии от 1971 года "единоверными и единокровными братиями и сестрами" называются в документе.
  • Собор Русской Православной церкви 1971 года, определил, что обряды проводившие до реформы и обряды проводившие после реформы равнозначные и равноспасительные. Именно поэтому можно говорить, что проведению обрядов уже отводилось второстепенное значение.
  • Даже в текстах Русской Православной Церкви старообрядчество и староверие имеет один смысл, эти два понятия идут, как синонимы.
  • Староверцами себя называли миряне в XVIII веке, а старообрядцы, это название появилось значительно позже, уже от гражданской власти.
-6

Источники: Картинки свободный доступ интернета;

http://rpsc.ru/publications/history/atorin_pomestnyj_sobor1971/

https://ruvera.ru/starovery#staraya_vera

https://kosago.ru/shtraf/zakon-o-staroobryadtsakh/

https://altaistarover.ru/articles/history/86-starovertsy-ili-staroobryadtsy