Найти тему

Магазин едет в глубинку: культовые автолавки советской эпохи

Проблема доставки населению продуктов и товаров народного потребления всегда довольно остро стояла в сельской местности. В 1954 г. Совет Министров СССР распорядился приступить к решению этого вопроса. На основании приказа Главного управления автомобильной промышленности от 25 августа 1954 г. Павловскому автобусному заводу поручили разработку и созданию машин для выездной торговли, а также специальных прицепов.

ПАЗ-659
ПАЗ-659

Первая опытная автолавка ПАЗ-659, осень 1954 г.
Первая опытная автолавка ПАЗ-659, осень 1954 г.

Первый опытный образец автолавки, которая получила заводской индекс 659, был готов к 1 октября 1954 г. Особенностью этой машины было торговое пространство в салоне.

Второй опытный образец ПАЗ-569
Второй опытный образец ПАЗ-569
-4

К 1 декабря того же года павловцы представили второй опытный образец. Эта автолавка отличалась наличием боковой витрины для отпуска товара через средние отпускные окошки по правому борту. В комплект оборудования второго образца входила специальная складная подставка для удобства покупателей.

По результатам испытаний, прошедших в Коломенском районе Московской области, решено было отказаться от первого варианта - торговое пространство внутри автолавки было тесным, что доставляло неудобство как покупателям, так и продавцам.

В рамках подготовки серийного выпуска модели автомагазина доработали оборудование: изменили конструкцию шкафов, на прилавке предусмотрели углубление для весов, сделали подъемный навес над витриной - чтобы осадки не попадали в торговое помещение и на покупателей у витрины. Кроме того, по просьбе продавцов, кассовый ящик оснастили замком.

Серийная автолавка ПАЗ-659 первых лет выпуска. Внешнее отличие от второго опытного образца - два окошка-витрины на поясной линии вместо четырех.
Серийная автолавка ПАЗ-659 первых лет выпуска. Внешнее отличие от второго опытного образца - два окошка-витрины на поясной линии вместо четырех.

Помимо базового шасси ГАЗ-51И, автолавка могла размещаться на полноприводном шасси ГАЗ-63Е.

К 1 мая 1955 г. были готовы первые 10 серийных ПАЗ-659 - всю эту партию отправили в районы освоения целинных земель: Алтай, Казахстан и Поволжье.

ПАЗ-569 на одной из станций Горьковской железной дороги
ПАЗ-569 на одной из станций Горьковской железной дороги

В течение 1957-1958 гг. автолавка была модернизирована. Ее кузов получил цельнометаллический каркас вместо деревянного, пересмотру подверглась планировка торгового помещения (в частности, по всей длине салона был расположен шкаф с запирающимися ящиками для товаров, а с правого борта размещался прилавок с весами и кассовыми ящиками для хранения выручки). Кроме того, на модернизированном варианте решено было отказаться от окошек-витрин на поясном уровне правого борта. Это было сделано по причине того, что в процессе эксплуатации эти окошки часто повреждались, так как опущенный навес полностью не закрывал витринные стекла.

Автолавка ПАЗ-659 в Эстонии, 1958 г.
Автолавка ПАЗ-659 в Эстонии, 1958 г.
Оборудование модернизированной автолавки ПАЗ-659
Оборудование модернизированной автолавки ПАЗ-659

И хотя согласно технической документации модернизированная автолавка сохраняла прежнее название - ПАЗ-659, в рекламных буклетах завода могло фигурировать обозначение "659А".

-9
-10
Новые автолавки ПАЗ-659 перегоняют к потребителям
Новые автолавки ПАЗ-659 перегоняют к потребителям

Всего в 1955-1961 гг. было выпущено около 5000 автолавок ПАЗ-659 на шасси ГАЗ-51И. Кроме того, известно о производстве в 1955-1956 и 1959 гг. 182 автолавок на полноприводном шасси ГАЗ-63Е.

-12
-13
-14
-15
-16
-17

Понравилась статья? Пожалуйста, ставьте Лайк и подписывайтесь на канал: Автомобили СССР, России и Мира