Найти тему

Нарисуем – будет жить!

Как вы думаете, можно ли воссоздать старинную рукопись сегодня, в XXI веке? Можно! Сделать это могут профессиональные каллиграфы. Но ведь каллиграфия — искусство красивого начертания символов. А вот и нет!

Профессия «каллиграф» существует. Более того, специалисты по каллиграфии востребованы. И это совсем не значит, что он — почтенный седовласый японец, разводящий краску и пишущий иероглифы. Каллиграф может также и красиво переписывать текст летописи. Не в прямом смысле, конечно, но непрофессионалу будет сложно понять, что перед ним находится копия, например, Лицевого летописного свода Ивана Грозного, а не оригинал.

Съёмки видеоролика для экспозиции Музея Куликовской битвы
Съёмки видеоролика для экспозиции Музея Куликовской битвы

В экспозиции Музея Куликовской битвы есть раздел, где представлены копии страниц летописей с упоминанием о сражении. И рядом, в интерактивном киоске – видеозарисовки о том, как создавалась копии отдельных страниц главной летописи Московского государства – Лицевого летописного свода XVI века. Именно в этой рукописи находятся самые ранние миниатюры о Побоище на Дону. Авторы современной реконструкции старинного документа – специалисты Государственного исторического музея. А в видеозарисовках, показывающих работу каллиграфа, снимался настоящий мастер красивого письма – московский каллиграф Вячеслав Белоглазов. Всего было снято пять видеороликов.

К делу мастер подошёл с особым тщанием, проведя настоящую исследовательскую работу, изучив стили написания древнерусских текстов. Для реконструкции страницы из Летописного свода каллиграф использовал специальную бумагу, похожую на ту, что изготавливали в XVI веке. Тогда такую бумагу делали в Западной Европе. Инструменты специалиста, которые использовались в эксперименте, были такими же, как и у мастеров средневековья – гусиное перо для письма, тростниковый калам для красных инициалов и свинцовый карандаш для рисования миниатюр.

-3

Определить, а затем и воспроизвести летописный документ трудно, ведь:

– стандартный лист летописного свода рукописи чуть меньше современного А3, сопровождается он десятью строчками текста и миниатюрой, каждая из которых создавалась не менее двух дней;

– для работы использовались особые гусиные с толстым стержнем перья, причём только с левого крыла птицы. Они очень прочные и гибкие;

– древнерусский рецепт изготовления краски: ржавые гвозди смешиваем с наростами на дубовых листьях, заливаем квасом и даём настояться в тёплом месте четыре дня. Современный реконструктор может при необходимости чернила и изготовить;

– краски использовались стандартных четырёх цветов: синего, красного, зелёного и близкого к оранжевому – охристого. Остальные цвета получали путём смешивания. Самая дорогая краска – синего цвета.

-4

Описание Куликовской битвы в Лицевом летописном своде XVI века, заказчиком которого, по мнению историков, был Иван Грозный, занимает порядка 192 миниатюр, то есть десятую часть одного тома Свода.

Для музейной экспозиции каллиграф Вячеслав Белоглазов реконструировал несколько страниц свода. Ролики снимал и монтировал тульский режиссёр Игорь Бодров.

-5

Хотите проверить свои навыки чтения на древнерусском и увидеть запись процесса создания летописной копии? Приезжайте в Музей Куликовской битвы.

Материал подготовлен Надежды Мурашкиной, студенткой 3 курса кафедры журналистики ТулГУ.

Спасибо всем, кто дочитал до конца. Приятно, что вам интересно. Благодарим за лайки. Всегда рады гостям. Реальным и виртуальным.