Владимире Мартынов — композитор и наш современник. Один из первых отказался от идей авангардизма, сформулировал собственное композиторское мировоззрение и начал создавать музыку «новой простоты».
Встреча со Стравинским
Владимир Иванович Мартынов родился в музыкальной семье. Его отец был известным советским музыковедом, а мама работала в хоре.
По воспоминаниям Мартынова, впервые он попытался сочинять музыку в 6 лет — тогда за ним записывал его отец. Позже, к 13 годам он начал изучать композицию.
Ярким событием в жизни юного композитора стала встреча со своим кумиром — Игорем Стравинским, который ненадолго приехал в Россию. Встречу устроил отец Владимира Ивановича.
Мартынов вспоминает:
«Стравинский был тогда для меня богом, да и сейчас он нездешнее существо. Я ждал, что во время встречи на меня откровение снизойдет. А он посмотрел на меня и начал говорить о том, что столько лет уже выступает на сцене и все никак не может избавиться от предконцертной диареи. И называл мне комбинации лекарств. Этот разговор занял всего двадцать минут. Позже, когда я стал выступать и такой же недуг стал находить и на меня, я понял, что то было шаманское прикосновение — передача опыта и подтверждение истины».
Окружение Мартынова во многом предопределило выбор композиторского искусства в качестве основного жизненного пути.
К авангарду
В середине 60-х Мартынов поступил в Московскую консерваторию, где обучался фортепиано и композиции у Николая Сидельникова. На время обучения пришлись его ранние работы: «Струнный квартет», «Концерт для гобоя и флейты» и «Гексаграмма для фортепиано». В этих произведениях Мартынов использовал сериализм — модную среди авангардистов технику музыкальной композиции.
Закончив консерваторию в 1971 году, Владимир Иванович начал работать в Московской студии электронной музыки в музее Александра Скрябина, где увлёкся арт-роком и электроникой.
В студии часто встречались современные музыканты-авангардисты: Софья Губайдулина, Альфред Шнитке, Эдисон Денисов и другие новаторы своего времени. Место было похоже на лабораторию, где все проводили свои музыкальные эксперименты.
Работа в ней позволила Мартынову следить за музыкальной модой того времени и дала возможность познакомиться с отечественными авангардистами. Студию закрыли в 1978 году.
Вопросы культуры и религии
В начале 70-х Мартынов стал интересоваться культурой и фольклором восточных стран, христианской философией Запада и Востока. Интерес побудил его отправиться в несколько фольклорных экспедиций в разные районы России: на Северный Кавказ, в Центральный Памир и Таджикистан.
Тогда же он начал изучать средневековую российскую и европейскую музыку, религиозную музыкальную историю и музыковедение.
Изучение творчества и культуры восточных народов принесло ему известность в качестве этномузыковеда и эксперта в области религиозной музыки.
Его интерес к религии и духовной музыке сыграет важную роль в переосмыслении собственного творчества.
Уход от авангардизма и преподавание
Мартынов занимался авангардом до середины 70-х: исполнял музыку Кейджа, Штокхаузена и других авангардистов; написал «Сонату для скрипки» и балет «Комде и Медан», в которых продолжал использовать сериализм.
Уход из авангардизма начался во второй половине 70-х. Мартынов, ощущая отрешенность музыки этого направления от аудитории, тяготел к «новой простоте» — чувственной музыке, понятной слушателю. «Новая простота» шла вразрез с авангардизмом, где на первом месте находится личность композитора.
Внутренние противоречия привели к тому, что в 1978 году Мартынов прекратил композиторскую деятельность и начал преподавать в духовной академии Троицко-Сергиевой Лавры. Одновременно с преподаванием он занимался расшифровкой и реставрацией памятников древнерусского богослужебного пения и изучал древние певческие рукописи нескольких монастырей.
Мартынов сделал перерыв в музыкальном творчестве на 6 лет. За это время, работая с духовной музыкой, он переосмыслил свое творчество и изменил его. В какой-то степени религия привела его к «новой простоте».
«Конец времени композиторов»
В 1984 году Мартынов вернулся к композиторскому искусству, но писал иначе. Новый стиль отличался от того, в котором он работал раньше: музыка стала более мелодичной и менее вычурной.
Изменения в своём творческом стиле он объяснил концепцией «конца времени композиторов» — все направления и музыкальные приемы уже открыты и исчерпали себя. Это, по мнению Владимира Ивановича, должно избавить композиторов от тяги к поиску новых приемов и техник, и обратить их внимание непосредственно на содержание музыки. В 2002 году вышла одноименная книга, полнее раскрывающая эту идею.
Послушайте красивую запись композитора 2015 года
Вне композиторства
Мартынов не только сочиняет, но и издаёт книги по философии, религии и музыке, занимается мультимедийными проектами и инсталляциями. Владимир Иванович — один из основателей центра развития и поддержки новой музыки Devoito Moderna, а с 2005 года — преподаватель музыкальной антропологии на философском факультете МГУ.