Найти тему
Необычное оружие

Легкий танк AMX-13: первый в мире с автоматом заряжания

Перед началом Второй мировой войны французы построили линию Мажино, вбухав туда несколько годовых бюджетов, и думали, что немцы не смогут в случае чего прорвать укрепления. Из-за таких трат остальные военные отрасли остались без финансирования. В частности, у Франции почти не было адекватных времени танков. После мая 1945 года французы решили исправить упущение и начали разработку собственных бронеобъектов. Но нас интересуют не экспериментальные машины, а серийный легкий танк AMX-13 с качающейся башней и барабанным заряжанием орудия.

AMX-13 стал самым массовым легким танком в мире. Всего изготовили около 7500 машин
AMX-13 стал самым массовым легким танком в мире. Всего изготовили около 7500 машин

Французы собирают собственный легкий танк

Немцы в 1940 неплохо показали, что такое «война моторов» и как только свободная Франция немного пришла в себя, там сразу стали проектировать собственный легкий танк. При этом они решили отойти от 4-х членов экипажа и заменить заряжающего на автомат. Конечно, автоматика 1946 – 1949 годов не позволила создать полностью автоматический процесс снаряжения орудия, но свои инновации конструкторы внесли. Так по обоим сторонам пушки имелось два магазина по 6 снарядов, которые осуществляли боепитание. Это позволило добиться скорострельности в 10 – 12 выстрелов в минуту. Цифра «13» в названии не случайна – это тоннаж машины. Она очень легкая и быстрая, ее часто использовали в странах с плохими дорогами (например, Алжир).

На базе AMX 13 создали немало видов самой разной техники. Например, это самоходная арт-установка AMX 13 155mm F3
На базе AMX 13 создали немало видов самой разной техники. Например, это самоходная арт-установка AMX 13 155mm F3

Ключевые недостатки AMX-13

Главной проблемой танка стал все тот же механизм заряжания. Во-первых, вертикальная наводка орудия происходила за счет качания башни, так как само орудие было намертво прикреплено к АЗ. Это здорово снижало углы склонения пушки. Во-вторых, сам механизм отличался большой капризностью и часто ломался. В-третьих, после отстрела снарядов из барабана машина выпадала из боя и уходила на дозарядку. К слову, барабаны заряжались не из боевого отделения, а через люки в крыше.

Сам танк приняли на вооружение только в 1952 году и французы использовали его 1964 г. Большая часть машин была продана в разные страны Третьего мира, где используется и сейчас