В течение девяностых годов ритм-н-блюз начал походить на многие другие популярные жанры в соответствии с тенденцией к мелкому и популярному контенту. Постепенно термин R&B становится вассалом для крупных звукозаписывающих компаний, чтобы обеспечить их прибыль, а Swingbeat - первый осторожный шаг.
Независимые художники ответили возвратом к чистому, незапятнанному Soul. Особенно женщины-исполнительницы присоединились к делу, это было реакцией на новый сексистский и поверхностный подход R&B.
По сравнению со старыми стилями Soul, этот «Neo Soul» был урезан и прост: только один певец вместо вокальных гармоний и не слишком много инструментов. Часто присутствует влияние Jazz Rap или Progressive Rap, с которым он разделяет желание выразить гордое и почетное черное осознание.
Несмотря на то, что Neo Soul склонен к некоммерческому продакшену, он очень хорошо отработан, и его звезды-дивы, несомненно, мало волновались об этом в период расцвета.
В то время как Neo Soul в настоящее время угас, возвращение в Soul шестидесятых годов захватывает все больше и больше радиостанций.
Это так называемый «Vintage Soul Revival» - едва ли новый жанр, но он хорошо иллюстрирует, как Soul обладает вневременными и универсальными качествами. Совсем недавно новые артисты смешали Soul с музыкой Reggae, Rap и Electro-House в общем жанре «Future Soul».
Пока еще слишком рано определять этот жанр, не говоря уже о том, чтобы оценить его роль в истории музыки.