Мы уже неоднократно писали о проблемах российской промышленности, работающей в интересах обороны, - как всего ОПК, так и отдельных предприятий. В том числе о программе расшивки финансовой проблемы отрасли, связанной с закредитованностью заводов, и обоснованием этой программы, представленным профильным вице-премьером Юрием Борисовым.
В новом правительстве России во главе с Михаилом Мишустиным Юрий Борисов сохранил позицию заместителя главы федерального правительства, а его полномочия помимо ОПК и гособоронзаказа были также расширены и на топливно-энергетический комплекс. Насколько можно предполагать, появление новой фигуры с директивными полномочиями на столь обширном поле не могло не вызвать реакции причастных к бюджетным ресурсам. Как следствие, по неписанным законам аппаратных и экономических войн можно было ожидать «вбросов» и «наездов».
И негативная кампания в отношении вице-премьера Борисова не заставила себя ждать. На одном из анонимных телеграм-каналов, известных в том числе и готовностью размещать специфические статьи, был размещен материал о состоянии отрасли, которая и ранее была подконтрольна Борисову, с намеками на его … не полное соответствие должности.
Ниже приводится основное содержание материала без правок, с сохранением стиля, правописания и лексики авторов, вступление и заключение опущены.
«Кризисность процессов в ОПК систематична, но сейчас демиургом в этой сфере выступает Юрий Борисов.
Похвастаться оборонно-промышленному комплексу России нечем:
- падение выручки и производства, снижение объемов экспортных поставок, банкротство предприятий, миллиардные долги, растущие как на дрожжах, – бенефициарами всех этих процессов выступают коммерсанты в погонах, богатеющие в гомерических масштабах. Так, в конце декабря прошлого года вице-премьер Борисов сообщил налогоплательщикам о необходимости докапитализации на сумму более ₽700 млрд в целях оздоровления ОПК. И это в свете предыдущего списания задолженности размером ₽1 трлн в 2016–2017 годах
- отдельного упоминания заслуживает отечественный авиапром. Перефразируя классика: рожденный в советское время летать, сейчас он даже ползать не в состоянии. Ярким тому примером является пресловутый Sukhoi Superjet, чей холодный труп продолжают накачивать финансовым адреналином. Прогнозы о надвигающейся финансовой катастрофе в ОАК появились еще в 2018 году. И в начале 2019 года для закрытия финансовой дыры была совершена попытка привлечь крупнейшие госбанки – «Сбербанк» и ВЭБ. Однако через несколько месяцев Сергей Чемезов заявил, что необходимо провести финансовое оздоровление актива – в более чем ₽300 млрд бюджетных средств
- «Вертолеты России» на крупнейшей аэрокосмической выставке Dubai Airshow в конце 2019 года не смогли заключить ни одного контракта. В 2018 году выручка компании по МСФО снизилась на 24% по сравнению с 2017 годом – с ₽228 млрд до ₽188,5 млрд
- развален «Ильюшин». Проектируемый несколько лет по заказу Минобороны новый транспортно-десантный Ил-112В взлетел лишь один раз – 30 марта прошлого года. С приходом на пост главы компании Юрия Грудинина (по протекции Борисова) ушли 80 топ-менеджеров и ведущих сотрудников, конструкторов
- дружественная Индия заключает с авиапромом США жирные контракты, стоимость которых в ближайшие 3 года составит до $10 млрд. Только морских патрульных самолетов P-8I будет закуплено на сумму около $3 млрд. Учитывая, что Межправительственную Российско-Индийскую комиссию возглавляет Юрий Борисов, так и хочется процитировать Милюкова: «Что это – глупость или измена?»
- совсем печальная ситуация на оборонных предприятиях в регионах: в Перми доведено до банкротства одно из старейших оборонных предприятий города . АО «39 Арсенал», имущество которого в феврале было выставлено на продажу. Ранее, в январе, аналогичный сценарий произошел с заводом им. Дзержинского – крупнейшим заводом ОПК в Прикамье; к апрелю все его сотрудники будут уволены».
Занятно, не правда ли?
Какие были последние события в новостном потоке с упоминанием вице-премьера Борисова, смотрим:
- Борисов не поддержал предложение минфина о введении налога на добычу полезных ископаемых на попутный нефтяной газ
- Борисов в сопровождении президента Татарстана Минниханова посетил Казанский авиационный завод им. Горбунова — филиал ПАО «Туполев»
- Там же в Казани Борисов председательствовал на 18-м заседании межправительственного Российско-сербского комитета по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству
После того, не значит вследствие того. Но все же...
Что ж, понаблюдаем и оценим дальнейшее развитие событий.