В ходе встречи с председателем Коллегии ЕЭК Михаилом Мясниковичем президент Беларуси Александр Лукашенко отметил, что странам «евразийской пятерки» следует заняться созданием единых энергетических рынков, не дожидаясь назначенного на 2025 г. срока. Принявший председательство в ЕАЭС официальный Минск намерен ускорить интеграционные процессы, ведь, по мнению Лукашенко, темпы строительства Евразийского союза не соответствуют намеченным при заключении Договора о нем. О том, каким образом Беларусь будет консолидировать интеграцию, об имеющихся препятствиях и стимулах к развитию интеграции корреспондент «Евразия.Эксперт» побеседовала с белорусскими экспертами.
Завкафедрой международных отношений Академии управления при президенте Беларуси, эксперт Консультативного совета Информационно-аналитического центра при Администрации президента Беларуси Сергей Кизима:
– Беларусь будет стремиться консолидировать интеграцию и контролировать план выполнения Договора ЕАЭС. Она будет призывать государства-участники ускорять процессы евразийской интеграции, устранять существующие и не создавать новые барьеры и изъятия.
Основная проблема заключается в наличии препятствующей успешной интеграции активной позиции лоббистов крупных сырьевых и промышленных групп, стремящихся закрепить преимущества опоры на дешевые энергетические ресурсы в своей деятельности на национальной основе. Естественно, такая позиция устраняет возможность честной конкуренции на внутреннем рынке ЕАЭС для производителей товаров и услуг с территории тех государств – участников евразийской интеграции, которые не имеют возможности опираться на дешевые энергоресурсы в своей деятельности. Их товары и услуги, в особенности те, в которых велика доля энергозатрат, проигрывают по цене. Негативную роль играют и лоббисты отдельных отраслей экономики, в частности, на рынке перевозок.
Ключевой является политическая позиция по формированию рынков газа, нефти и электроэнергии и сроков их образования со стороны крупнейших участников евразийской интеграции – России и Казахстана.
При демонстрировании Россией и Казахстаном готовности к ускоренному формированию общих рынков в этих сферах, Армения, Беларусь и Кыргызстан всегда пойдут навстречу. Та же ситуация складывается в промышленной кооперации.
Кандидат экономических наук, заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации по инвестиционной и инновационной политике Георгий Гриц:
– В ЕАЭС Беларусь однозначно заинтересована, как и в Союзном государстве. Это нормально, когда Россия остается при своих интересах, а Беларусь – при своих. Просто надо найти места возможного компромисса. С этой точки зрения мне кажется, что при занятии роли главы ЕЭК Михаилом Мясниковичем была сделана попытка выйти и усилить надгосударственный орган, чтобы уйти от региональных интересов.
Беларусь заинтересована в ускорении свободной интеграции ЕАЭС, например тех же энергоресурсов, и это не 2025 г., а 2022-2023 гг. Я думаю, что это обосновано, потому что весь мир сейчас переходит в конфронтационную стадию, и даже не по линии Запад – Россия.
Сегодня рынок перешел в жесткую стадию противостояния. Рынок потребления не соответствует рынку производства, то есть сейчас мировая экономика может производить услуг и товаров в два раза больше, чем мировая экономика может потреблять. С этой точки зрения имеются меры ограничения, и они будут ужесточаться.
Беларусь – это очень маленькая экспортно-ориентированная страна, и у руководства есть понимание, что без консолидирования, выработки единой позиции для защиты внутреннего рынка Беларусь и Россия конкурируют сами с собой по фактору цена-качество. В конечном итоге сами страны проигрывают по автомобильному рынку техники, по военной технике, продуктам питания и так далее. Поэтому выработка единой позиции – это вопрос безопасности и маржинальности экономик и Беларуси, и России. Вопрос перешел в эгоизм отдельных лиц, а национальный фактор отходит на второй план, поэтому есть доля правды в словах Александра Лукашенко в таком вопросе.
На данный момент препятствует евразийской интеграции и выполнению пунктов Договора внешнее влияние. Главная доминанта – это западные «партнеры».
Действие такого понятия, как «агенты влияния», которые в принципе наиболее эффективно сработали при развале СССР – это не только конспирологическая версия. Как Россия действует по отношению к своим оппонентам, как и Запад действует по отношению к России и Беларуси – это нормальное состояние двух стран с разными мировоззренческими посылами. Так что они находят себе неоднородных союзников внутри стран.
Простимулировать своевременное создание единых рынков нефти, газа, электроэнергии, транспорта, финансов может ухудшение ситуации, или осмысление, что дальнейшее углубление конфронтации – это вопрос не только национальной безопасности, но и безопасности конкретных лиц и ресурсов. Поэтому, если затронуть вопрос безопасности и своего благосостояния, понимание ситуации начинает приходить. Я сторонник того, что найти консенсус путем уступок и компромиссов.