Ранее я уже писал о фестивале «Проба №», проводимом командой Александра Могилёва. Его суть осталась прежней, продублирую, потому что она мне нравится:
«У меня есть мечта — чтобы тётя Валя из третьего подъезда города Кандалакша понимала танцы.»
Если говорить более подробно, фестиваль ставит своей целью развитие такого явления, как русский современный танец, и его популяризацию. Я до знакомства с «Пробой» знал только «Балет Москва» и то только потому, что когда-то писал про них. На пресс-завтраке, посвящённом скорому открытию «Пробы №4» Александр Могилёв рассказал про идеи фестиваля:
«Фестиваль «Проба №» основан на болях хореографа-танцовщика, в частности меня и таких, как я. В какой-то момент мне показалось, что у современного российского танца нет своего лица. Мы знаем, как двигаются израильтяне, мы представляем себе европейский современный танец, мы знаем американский современный танец. Можно сказать, как танцуют, например, в Бельгии. То есть, в целом, существует некое представление лица современного танца конкретного региона. Но про русский современный танец рассуждать очень сложно, потому что существует не так много компаний, мы еле насчитали десять, которые хоть как-то поддерживаются государством. Но надо понимать, это минимальные средства, на которые люди могут разве что выживать.»
Главной особенностью фестиваля является его прокатность. То есть, тут не борются за ордена. Участники «Пробы» получают площадку в столице, на которой они могут показать своё искусство. И делать это будет возможно три-четыре раза в год. Именно отказ от конкурсной основы определяет суть мероприятия.
«Конкурс – это одноразовая история. Ты пришёл, выступил, победил, не победил, на следующий год приезжай с новым номером. А спектакль, на мой взгляд, должен жить и развиваться, взрослеть. Только так он прогрессирует. Поэтому мы создали репертуарный фестиваль.»
На данный момент из ста заявок организаторы выбрали десять. Будут представлены коллективы из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Сургута и Иркутска. Одним из главных условий участия является принадлежность к русской культуре.
«Это не значит иметь красный паспорт, но именно русскоговорящие люди, который творят в России, которые работают здесь и хотят развивать именно русский современный танец. Мы хотим, чтобы в какой-то момент люди могли на различных фестивалях видеть участников «Пробы», понимать, что это танец хорошего качества. Могли бы радоваться, что перед ними танцуют их соотечественники и понимали – это лицо современного русского танца.»
Помимо этого, существует несколько определяющих критериев, которые выдвигаются для хореографов и режиссёров.
«Для меня важна целостность высказывания. Это должно быть профессионально. Это должна быть сценическая форма. Во-вторых, сама идея высказывания. И важно, чтобы работа несла в себе свет. Чтобы идея, которую несёт хореограф или режиссёр, находилась на высоком нравственном и духовном уровне. Не хочется, чтобы со сцены на нас поливали неадекватным.»
Интересным нововведением стало внесение в программу танцевальных батлов. Среди участников ожидаются как театральные труппы, так и уличные коллективы. Опять же, никакого конкурса, только чистая хореография.
Фестиваль «Проба №», по сути, является также и ликбезом, потому что здесь можно не только узнать, что в Сургуте танцуют contemporary dance, но и пообщаться с тем, кто его там создаёт, задать вопросы и разобраться в этой таинственной странице культуры. Ведь формула проста – спрос рождает предложение. За увеличением интереса зрителя следует профессиональный рост коллективов. Также организаторы предоставляют возможность людям, далёким от танца, попробовать к нему прикоснуться на бесплатных мастер-классах. В общем, за несколько дней фестиваля можно полностью погрузиться в мир современной хореографии, который далеко не такой закрытый, каким может казаться. И потом воодушевиться и поехать к новым знакомым в Сургут, смотреть их спектакли.
Фестиваль «Проба №» пройдёт с 12 по 15 марта на площадках культурного центра ЗИЛ, а также в школе танцев Александра Могилёва. Подробнее о программе можно узнать в социальных сетях фестиваля.
Автор: Илья Голубев © Artifex.ru