Найти тему
Записки солдафона

“...Либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек...»

Добрый день, друзья!

Сегодня я хочу рассказать вам о человеке, который воплотил в себе все черты, присущие русскому характеру: талант, гордость, честность, бесстрашие, мужество, готовность к самопожертвованию, презрение титулов и наград, сердечность и милосердие.

Поверьте, мне очень, очень и очень сложно описывать жизнь этого величайшего русского человека, воина и художника. Настолько насыщенной событиями была его жизнь, что описать ее невозможно в границах столь небольшой публикации. Но я все-таки попробую донести до вас самые яркие события и неизвестные факты из жизни Василия Васильевича.

Верещагин родился в семье потомственного дворянина. В семье было четверо сыновей, и ни один из них не оказался «за бортом» жизни. Двое стали профессиональными военными, один – общественным деятелем. А как же складывалась жизнь будущего художника-баталиста?

Он получил два блестящих образования: военное (морской кадетский корпус) и гражданское (Петербургскую и Парижскую академии художеств).

Военная служба в качестве младшего офицера была короткой. После окончания Парижской академии Верещагин целиком посвятил себя живописи.

Но, выбранная им роль художника, не мешала ему принимать участие в сражениях и битвах практически по всему миру. При этом, стоило еще рассудить: что на самом деле на войне достойно большего уважения: солдат, идущий на бой с оружием в руках, или идущий рядом с ним художник с кистью и мольбертом.

«Перевязочный пункт»
«Перевязочный пункт»

Я нисколечко не утрирую здесь. Именно так и поступал Верещагин, творя свои батальные сцены.

Одну из таких сцен он описал в письме Стасову (привожу полностью):

"Скала св. Николая, на Шипке, на которую турки лезли и уже влезли 5 сентября, имеет, с лепящимися по ней солдатами нашими, какой-то сказочный вид... Буквально живого места нет; где ни остановишься порисовать, всюду сыплются свинцовые гостинцы. Выбрал я раз себе укромное местечко, в крайнем из трех домов, что стоят на позиции, сел на подоконник со стороны, защищенной от Лысой Горы, справа: слева, думаю, пальба реже, авось не попадет! Только принялся писать известную вам, вероятно, по газетам “Долину роз”, как с грохотом ударила граната в крышу. Обдало пылью. Однако думаю, врешь, дорисую. Через две минуты — новая граната — и меня, и палитру с красками совсем засыпало черепицею и землею. Нечего делать: домазал, как попало, и ушел от греха...».

Апофеоз войны
Апофеоз войны

О бесстрашии мастера говорит и полученное им на Дунае тяжелейшее ранение в бедро, повлекшее за собой гангрену. Художника, слава Б-гу спасли.

Не всегда в сражениях в руках мастера оказывалась кисть. Приехав по приглашению Туркестанского генерал-губернатора в Самарканд писать свою очередную серию картин, Верещагин попадает в настоящую мясорубку – в центр восстания местных жителей.

  Самарканд. Торжествуют.
Самарканд. Торжествуют.

С горсткой русских солдат он удерживал осаду города. А когда бухарцы пошли на штурм и захватили первые укрепления, художник схватил ружье и увлек за собой в атаку весь гарнизон. За этот поступок генерал Кауфман снял с собственной груди орден Святого Георгия и наградил им Верещагина.

Это была единственная награда, которую художник принял и носил. Но единственная не потому, что больше не было поводов. Просто душа художника была устроена так, что не принимал он титулов и наград, считал их «вредоносными». Он отказался от звания профессора, многих государственных наград и титулов. Он был реальным претендентом на первую Нобелевскую премию мира в 1901 году. Три его прижизненных авторских альбома хранятся в архиве Нобелевского комитета.

Верещагин геройски погиб в Порт-Артуре в 1904 году. Его жизнь оборвалась на боевом посту от взрыва мины на броненосце «Петропавловск». Корабль затонул в течение нескольких минут. На этом самом корабле находился и трагически погиб герой Русско-Японской войны, знаменитый адмирал Макаров.

Теперь я хочу остановиться на творчестве художника. Где только он не писал свои картины, сопровождая в военных походах русскую армию!!! Кавказ, Средняя Азия, Сибирь, Семиречье, Западный Китай, Тибет, Индия, все Балканы, Сирия, Палестина, Филиппины, США, Куба, Япония!!!!

«Царские гробницы»
«Царские гробницы»

А каково было качество его произведений! Верещагин настолько реалистично и правдиво описывал сражения, что, в некоторых случаях это вызывало недовольство, а иногда и ненависть монархов и правительств. Несколько раз его выставки не разрешали к показу. Но, если разрешали…… Это был моментальный триумф.

Позволю себе несколько примеров.

Так, будущий император Александр Третий, ознакомившись в Петербурге с картинами мастера высказался так: Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек».

На Берлинской выставке запретили посещение солдатам, а на Чикагской – детям.

Об этом Верещагин написал: «На предложение водить на выставку детей по низкой цене мне ответили, что мои картины способны отвратить от войны молодежь, что, по словам “господ” этих, нежелательно».

Но популярность картин знаменитого баталиста брала своё. Люди восхищались его творениями, а многие критики сравнивали его творчество с такими мастерами в своем жанре, как Толстой.

Теперь я хочу остановиться отдельно на еврейской теме творчества художника. О ней пишут мало. В Википедии, например, имеется всего одна фраза: «В 1884 году едет в Сирию и Палестину, после чего пишет картины на евангельские сюжеты». И всё!

Мне удалось раздобыть кое-что из малоизвестных фактов по этой теме.

Все началось с той самой обороны Самарканда, в которой Верещагин получил орден из рук генерала Кауфмана.

В цитадели, которую обороняли от озверевших басурман русские воины, нашли спасение семьи индусов и евреев. Сам автор описывает это в своих дневниках: «…евреев оказалось здесь множество, разумеется с чадами и домочадцами…» Они и дали в дальнейшем начало серии из 5-ти картин и рисунков среднеазиатских евреев: «Евреи» (2 рисунка), «Мальчик-еврей», «Еврейка» (2 рисунка).

Уехав в Палестину в 80-е годы 19 века, Верещагин пишет евреев и арабов.

«Два еврея»
«Два еврея»

При этом, ряд картин остается неизвестной общему кругу поклонников автора, как, например, «Портрет раввина». Дело в том, что раввин поставил условие, что после написания его портрета, он не будет выставочным.

Кульминацией еврейской темы стала «Стена Соломона». Представьте, что ее впервые показали в Москве в 2007 году! Недавно она была куплена неизвестным русским коллекционером за 3,2 млн.долларов.

«Стена Соломона»
«Стена Соломона»

Сам автор писал в воспоминаниях о Стене: «…"Стена Соломона" — шесть нижних рядов этих великолепных камней, несомненно, относятся к временам Давида и Соломона… Едва ли можно увидеть что-либо более трогательное. Евреи обоего пола и всякого возраста приходят сюда со всех частей света, чтобы молиться и плакать с громкими рыданиями, буквально омывая слезами своими священные камни...».

Для Верещагина хам и мерзавец не имел национальности, а порядочного человека он ценил в любом обличье.

На сём заканчиваю.

Хорошего всем дня!

Фото из Интернета.