Насколько правдоподобна картина повседневных повсеместных тотальных «взяток»? Анализ динамики реального жалованья (в постоянных ценах) показал: с 1763 г. — года введения жалованья до конца XVIII в. его покупательная способность упала более чем в 2 раза, к 1845 г., когда впервые с 1763 г. жалованье было повышено, — в несколько раз. Без взяток чиновники, в особенности в низших рангах и канцелярские служители, просто вымерли бы. Поэтому верховная власть и правительство, как показывает статистика о чиновниках, привлеченных к суду за мздоимство и лихоимство в 1839—1848 гг. (в Сенате рассматривались дела преимущественно чиновников V—VIII классов, а в палатах уголовного суда— X—XIV классов), снисходительно относились к взяткам.
Обратим внимание на небольшое число дел о коррупции, даже если мы увеличим его в 10 раз из-за занижения. Еще важнее другое: много оправданных и амнистированных и мало признано виновными (включая амнистированных) — лишь 34,2 %. Среди привлеченных к суду 72,5 % находились на выборной службе, а на долю коронных чиновников приходилось только 27,5 %.
Самое неожиданное: привлечение к ответственности инициировала исключительно коронная администрация, а не обыватели, причем львиная доля дел (на 100 % в Сенате и на 94,1 % в Уголовных палатах) возбуждалось по требованию губернской коронной администрации. О снисходительном и гуманном отношении к подозреваемым со стороны высшего начальства говорит мягкость наказаний. В каторжную работу отправлялись единицы, на крепостные работы и в армию около 10 %, остальные 90% отделывались более легкими наказаниями: около четверти исключались из службы или отстранялись от должности и оставшиеся получали выговор, платили штраф и несли «прочие легчайшие наказания».
До решения суда большинство привлеченных к суду не устранялось от должности и не арестовывалось. Из них 91% имели низшее образование, 80 % не обладали состоянием и жили исключительно жалованьем. Вспоминается грустное заключение Особого совещательного собрания о целесообразности сохранения гражданских чинов (в его состав входили сановники, в том числе бывший министр внутренних дел Д. Н. Блудов): «Чувства справедливости и человеколюбия почти не дозволяют преследовать с надлежащей строгостью за взятки и другие более или менее преступные действия, так как в канцеляриях присутственных мест многие, иногда семейные люди, должны жить пятью или десятью рублями в месяц». Поденная зарплата российских рабочих в 1850-е гг. составляла 83 коп.; он мог заработать в месяц 20 руб. — в 2—4 раза больше, чем такой чиновник.
Однако правительство не смирилось с взятками. С 1834 по 1844 г. число подсудимых и осужденных существенно сократилось, но с 1847 г. вновь стало резко расти. Объяснение, вероятно, кроется в том, что с 1845 г. жалованье было повышено и вошло в употребление Новое уложение о наказаниях, более строгое и с большей номенклатурой деликтов.
Источник: Б.Н. Миронов, "Российская империя: от традиции к модерну", том 2, глава 8.