"Хорошо, тогда логичный вопрос: что нужно показать на 2ой и 1ый кю? Нужен больше темп или, может, больше вариативность?
Александр
Нет, не нужен темп, не нужна вариативность.
База, только база. И чем ближе к первому дану, тем четче исполнение. Недаром шодан — это стартовый уровень, на который потом наслаиваются сложные вариативные техники.
Мы все очень разные по физической кондиции, энергетике. Но на второй и первый кю очень хочется видеть, что человек не просто несколько лет общался с людьми в кейкоги (а есть и такие у нас случаи), а прилежно учился, исправлял ошибки, рос. А не копил свои косяки.
На второй и первый кю появляется джи вадза, «свободная» техника и для экзаменаторов она зачастую итоговый маркер. Все, что может скрыть грамотный уке, или мельтешение многих сдающих вылезет на джи вадза.
Первый кю, это по факту почти первый дан. Это пробник предстоящего экзамена. На нем вы показываете инструктору насколько вы готовы к сдаче на шодан, что нужно исправить, сколько потребуется времени, чтобы отточить мастерство.
Я могу подвести некий итог по экзаменам. Не надо быть самоуверенными. Тренеры все знают. Сколько вы ходите, к кому, как относитесь к занятиям, что у вас болит. Какие у вас пробелы в технике. На чем вы выезжаете — на упорном труде, силе, предрасположенности к подобным нагрузкам.
Экзамен, это не попытка вскарабкаться на очередную ступеньку. Это четкая демонстрация того, что ты достоин уровня, на который претендуешь. Готов физически и духовно. И совершенно не важно, 7 это кю, или 3 дан.
Андрей
Долго формулировал, но понял, что выходит надуманно… ну нет такого, чтобы каждый кю что-то значил особенное, специальное… это просто ступени… есть красивое объяснение Урбана про даны… оно дает представление о последовательности: форма — форма и скорость — вариативность — искусство…
но и на 2 дан нужна какая-то вариативность — там же есть каэси ваза и рэнзоку ваза, и на 3 можно сдать без скорости и мощи, если например возраст…
Это примерно описывает прогресс…
с кю — все еще проще, они все как бы готовят к первому дану. Вообще, дан переводится как ступень… а кю перед ними это как бы разгон перед лестницей, плоский…
как бы на земле нарисованы 7-1 кю, а потом пошли ступеньки вверх — 1-4 дан…
тут больше для человека как он воспринимает и для одноклубников, и для тренеров, не то чтобы про технику, техника описана в программке… и да мы хотим на 3 кю уже динамику и тд… но согласись, есть сильные и не очень третьи кю… бывает так, человек делает прогресс, из раза в раз, работает, делает лучше, надо закрепить этот прогресс, можно дать следующий кю, но сосед по экзамену делает сильно лучше — в силу объективных причин, он другой человек, с другим телом, с другой координацией…
с этой точки зрения, основные вехи со стороны:
7 кю — важный как самый начальный.
5 кю — первый с оружием, строже надо…
3 кю — хакама — человек понимает что делает, его новички потом могут что-то спросить и он их:
а) не пошлет б) поможет в) будет в чем-то примером для новичков
1 кю — ответственный как последний, который принимаем мы, потом уже дан, мы очень строго стараемся, надо в этот момент понять: если будет человек тренироваться как сейчас, мы видим результат — сдаст ли он с таким подходом на 1 дан через год…
остальные кю проходные… но, возможно, для конкретного человека именно на 2 кю (вроде как проходном) он что-то поймает, он начнет вдвое больше тренироваться ,он начнет помогать активно с новичками и у него наибольший за несколько лет пойдет прогресс и переосмысление… субъективно очень…
Можно ли тогда сказать, что для экзамена на кю важнее личный прогресс, а не исполнение техники на экзамене?
Александр
Вопрос сформулирован с хитрецой)
Личный прогресс это как раз то, что нужно показать на экзамене в рамках необходимого на определенный уровень набора техник.
То, как человек исполняет техники и есть показатель наличия прогресса, или его скорости и глубины.
Андрей
Нет. Есть требования… сперва требования…
Только за выслугу лет — отказать!
Но есть ситуации, когда надо учитывать не только их, но то, в какой человек находится форме, возраст, здоровье, прогресс с прошлого раза…
Поэтому всегда непросто… и иногда есть недовольные, кто-то — что не сдал, кто-то — «что это так хило сдавали, а сдали» это трудно!
Поэтому я обычно прошу принимать коллегиально, хотя могу сам… я не все замечу, не про все подумаю…
Но важно, не просто всех под одну гребенку — люди разные, важно, чтобы наличие аттестации в процессе тренировок давало пользу занимающимся. Это глобальный взгляд, который иногда кто-то не готов принять рассуждая типа «а вот тот сдал, хотя путал омотэ и ура, а я не сдал, почему?» — очень утрированно…
Но требования по программке — база, от которых отталкиваемся! ведь в ней и методика… и когда я вижу в течение экзамена прогресс явный от младших кю к каждому следующему — значит все хорошо ))
Когда люди выходят на 2ой кю, а сдают хуже чем 4ый кю в тот же день… повод задуматься, скорее всего — не сдали… но всегда есть дополнительные параметры про возраст, форму, прогресс с прошлого раза… ну никогда не сдаст старичок 70 лет начавший заниматься в 68 на 2-ой кю так же как и молодые ребята… но для своих кондиций он может делать прогресс и это отразится в экзаменах…"
Автор: Глеб Анищенко, член клуба айкидо Нэцуи.