Найти тему
Оренбург Медиа

Когда юридическая помощь оказывается мошенничеством. Андрей Вязиков о новых способах обмана оренбуржцев

По итогам прошедшего года в Оренбургской области резко выросло количество преступлений, совершенных с использованием средств сотовой связи, сети Интернет и информационно-коммуникационных технологий. Так называемые телефонные мошенники продолжают наживаться на доверчивости жителей региона. Несмотря на информационную пропаганду профилактики подобных преступлений, их количество только в прошлом году выросло в 2,5 раза.

Заместитель прокурора Оренбургской области Андрей Вязиков прокомментировал «Оренбург Медиа» последние уголовные дела по данной теме и рассказал о новых формах обмана, которым приходится противостоять правоохранителям.

За год в Оренбуржье зафиксировано 1714 преступлений по статье «мошенничество» с использованием средств сотовой связи. Чаще всего попадаются на крючок злоумышленников держатели банковских карт. При этом в прокуратуре отмечают, что раскрываемость подобных преступлений растет. Так, за год к уголовной ответственности привлечено 162 человека.

 — Есть проблема по выявлению таких преступлений, но здесь действует основной инструмент – понимание людей, что не надо доверять звонкам неизвестных номеров и предложениям незнакомых лиц. На протяжении последних пяти лет об этом говорят все правоохранительные органы, — отметил зампрокурора.

 — У нас, как у СМИ, в том числе, складывается впечатление, что это не работает. Оренбуржцы не слышат предупреждений и продолжают обманываться.

 — Люди доверительно относятся к мошенникам, поскольку, во-первых, они – хорошие психологи и затрагивают родственные, родительские чувства. Чаще всего их жертвами становятся люди пожилого, преклонного возраста. С другой стороны, мошенники придумывают новые способы обмана. И если когда-то они начинали со звонков «Мама, я попал в беду, переведи деньги!», то сейчас уходят на другие рельсы. Так, в Оренбурге, расследуется уголовное дело, где бывший сотрудник большой организации, который ранее занимался компьютерным сопровождением всех программ, сделал клоны сим-карт и привязал их к банковским картам. Таким образом, он снимал деньги со счетов, о чем люди даже не подозревали. В компании сотрудник занимался как раз программами, которые были завязаны на электронный банкинг.

— Как удалось выявить эту схему?

 — Люди стали обращаться. Отследили как раз по телефону. То есть человек, к примеру, находился в Промышленном районе Оренбурга, а в этот момент в Ленинском районе происходило перечисление денег с помощью клона сим-карты. Там были небольшие суммы до 1000 рублей, но общий ущерб составил не один миллион. Уголовное дело расследуется. На его примере виден уровень, на который уже выходят кибермошенники.

— Сколько раскрыто преступлений в этой сфере? Удается ли этому противостоять в полной мере?

 — В Оренбуржье  в 2018 году было совершено 639 преступлений, связанных с телефонным или интернет-мошенничеством, из которых, к сожалению, раскрыто 42%. В 2019 году этот показатель резко снизился. Раскрыто только 22%. Это связано с высокой латентностью таких преступлений, подготовленностью преступников к их совершению с использованием средств связи и Интернета.

— Ранее мы писали о том, что большой процент преступлений совершают люди «за колючей проволокой». Сохраняется эта тенденция?

 — Да, такие преступления выявляются. Но здесь необходимо смотреть и на удельный вес, появились высокие информационные технологии. Так, банкиры сегодня выступают за то, чтобы было обязательное подтверждение звонка, который поступает якобы от сотрудника банка. Все это для того, чтобы человек, которому звонят мошенники, мог проверить и точно понимал, что это 100% специалист банка. В этом направлении тоже очень активно работают, идет развитие.

Банки, кстати, как раз отрабатывают эти темы очень хорошо. Но у нас очень доверчивые люди.

— В чем это проявляется? Оренбуржье возглавляет рейтинг «самых доверчивых регионов»?

 — Нет, конечно, это так не измеряется. Чем больше город или область, тем больше возможностей у мошенников. В ПФО наш регион далеко не лидер по количеству совершенных преступлений в этой сфере.

 — Появились ли новые формы мошенничества за год в области?

 —  Есть сегодня уголовное дело о «юридической помощи». Может быть, видели объявление в городе: «Уважаемые жители Оренбурга, оказываем помощь и юридическое сопровождение по любым направлениям бесплатно». Люди приходят на консультации со своими проблемами – кому-то недоплачивают пенсию, у кого-то земельные вопросы, квартирные. Им рассказывают о том, какие положены привилегии, ссылаются на законы Оренбургской области или федеральные, обещают, какие-то выплаты.

Проблема в том, что граждане верят и идут на поводу у мошенников. Те, в свою очередь, предлагают составить заявление, которое уже стоит денег – 5-10 тысяч рублей. Им платят, за что в итоге составляется бумага, которая по факту не имеет юридической силы, там «липовые» ссылки на статьи закона. То есть просто совершается интеллектуальный подлог.

Первым тревогу по этому поводу забил уполномоченный по правам человека в Оренбургской области Анатолий Чадов. Именно в его приемную пришли с жалобами. Через него 50-60 таких заявлений прошло и поступило в правоохранительные органы. Мы включились, стали отрабатывать. Возбуждено уголовное дело, подозреваемый задержан. Ущерб оценивается в 116 тысяч рублей, период преступной деятельности – с конца августа 2019 по январь 2020 года. Тут конкретно работала мошенническая схема. При чем эта схема была отработана и в других регионах.

 — Возраст имеет значение? Кто чаще всего становится жертвой мошенников?

 — Телефонным мошенничествам и банковским картам –  «все возрасты покорны». А вот в последнем – по оказанию юридической помощи – это уже не молодежь, конечно, предпенсионный возраст, и этим пользуются. Говорят о том, что люди не знают свои права и так далее.

 — Можно пример завершенного уголовного преследования из последних, когда мошенники получили свои сроки?

 — В Ленинском суде Оренбурга недавно вынесли приговор мошенникам, которые смогли получить крупный кредит в одном из банков региона обманным путем, предоставив фиктивные документы. Сумма кредита составила 310 миллионов рублей. Мошенническую схему хищений удалось раскрыть. Обвиняемые – оба жители Оренбурга – предстали перед судом.

Как выяснилось, 180 миллионов кредитных средств подозреваемым уже удалось легализовать.

 Расследованием уголовного дела занимались в следственной части СУ МУМВД России «Оренбургское». В декабре 2018 года с обвинительным заключением его передали в суд.

Это очень интересное дело. В нем сразу и мошенничество, и отмывание денежных доходов, полученных преступным путем. Такие дела находятся на контроле прокуратуры Оренбургской области, — прокомментировал «Оренбург Медиа» заместитель прокурора Оренбургской области Андрей Вязиков.