Приветствую тебя, читатель! Второй день весны и у нас новый выпуск дайджеста «Этот день в истории авиации». Напомню вкратце — я веду данный цикл в коротких постах (200 символов текста + картинка). Их можно читать из мобильного приложения Дзен. Но часто хочется дать больше информации или фотографий. Поэтому и появились такие дайджесты. Итак — 7 дней и 7 событий из истории авиации. Полетели! ✈️
24 февраля
24 февраля 1949 года — первый полёт лёгкого транспортного самолёта SIAI-Marchetti SM-102.
Появился как развитие проекта SIAI-Marchetti SM-101. Конструкторы разумно посчитали, что одного мотора для безопасной эксплуатации пассажирского самолёта будет недостаточно, и разработали двухмоторный SM-102.
Конструктивно это был свободнонесущий низкоплан. Напоминал британский Airspeed Oxford, но у итальянца были более плавные обводы. Экипаж состоял из 2 человек, а на борту могло находиться 8 пассажиров.
Прототип демонстрировался в Индии (этим и обусловлен его б/н — I-NDIA) и на Ближнем Востоке. Но заказов не последовало. Зато самолётом заинтересовались ВВС Италии. После доработок под требования военных был выпущен 21 экземпляр SIAI-Marchetti SM.102. Самолёты эксплуатировались до 1959 года.
25 февраля
25 февраля 1961 года — первый полёт лёгкого многоцелевого самолёта Malmö MFI-10 Vipan.
Проект стартовал в 1955 году. Работы велись на основе совместных требований на четырёхместный самолёт двойного назначения от шведских военных и гражданской авиационной администрации.
Конструкторы Рудольф Абелин, Эрнст Вольберг и Ове Дален создали симпатичный подкосный высокоплан с неубирающимся шасси. Схожая схема была у полетевшего на год позже польского PZL-104 Wilga. MFI-10 Vipan стал одним из первых самолётов в мире, в конструкции которого использовались многослойные композиты.
После оценочных испытаний ВВС Швеции приняли решение не закупать самолёт. Был вариант запустить лицензионное производство в Испании, но компания SAAB (которой на то время уже принадлежала Malmö Flygindustri) наложила вето на подписание этого контракта. В итоге Malmö MFI-10 Vipan остался построен лишь в 3 экземплярах.
26 февраля
26 февраля 1945 года — первый полёт ближнемагистрального пассажирского самолёт Sud-Ouest S.O.30 Bretagne.
Работы над проектом начались ещё в 1941 году группой конструкторов Sud-Ouest, основавшей в Каннах новую компанию Groupe Technique de Cannes. Хотя первый прототип был готов уже в ноябре 1942 года, немецкие оккупационные власти запретили проведение испытаний, и проект был заморожен до освобождения Франции.
S.O.30 Bretagne представлял собой цельнометаллический моноплан с двухкилевым хвостовым оперением. Мог брать на борт от 30 до 43 пассажиров. Интересно, что на некоторые экземпляры самолёта (в основном, на грузовые) дополнительно ставились 2 турбореактивных двигателя Turbomeca Palas — для облегчения взлёта.
Всего выпустили 45 единиц Sud-Ouest S.O.30 Bretagne. Эксплуатировались авиакомпаниями Air France, Air Algérie, Air Maroc и др. Также в роли военного транспортника летал в ВВС и ВМФ Франции.
27 февраля
27 февраля (по новому стилю) 1887 года — родился знаменитый русский военный лётчик Пётр Николаевич Нестеров.
Начав свою военную карьеру артиллеристом, Нестеров довольно быстро переходит в авиаторы. В 1911 году он ещё совершал свои первые полёты на планере и стал членом Нижегородского общества воздухоплавания, а уже через год успешно сдаёт экзамены и получает звания пилота-авиатора и военного лётчика.
Петра Нестерова считают основоположником высшего пилотажа. 27 августа 1913 года в Киеве он на аэроплане Nieuport IV впервые в мире выполнил сложную авиационную фигуру — «мёртвую петлю». Русский лётчик на 6 дней опередил француза Адольфа Пегу.
С начала Первой мировой войны штабс-капитан Нестеров на фронте. Выполнял успешные вылеты на разведку и бомбардировку. 8 сентября 1914 года на своём Morane-Saulnier Type G совершил первый в истории боевой авиации воздушный таран, атаковав австрийский Albatros B.II. К сожалению, при этом сам знаменитый авиатор погиб.
28 февраля
28 февраля 1949 года — первый полёт реактивного истребителя-бомбардировщика Dassault M.D.450 Ouragan (в переводе с французского — «ураган»).
Работы над первым серийным реактивным самолётом ВВС Франции начались в 1947 году по личной инициативе главы компании Марселя Дассо. Вдохновение инженер черпал в американских Lockheed P-80 Shooting Star и North American F-86 Sabre.
Конструкция Ouragan была типичной для ранней реактивной авиации — низкоплан с прямым крылом и веретенообразным фюзеляжем с воздухозаборником в носовой части. Самолёт был дозвуковой и вооружался 4 × 20 мм пушками и 16 × 105 мм ракетами. Также мог взять на подвеску 2 × 454 кг бомбы.
Испытывал M.D.450 лётчик-испытатель русского происхождения Константин Розанов. Всего было выпущено свыше 350 самолётов. Кроме ВВС Франции Dassault M.D.450 Ouragan стоял на вооружении ВВС Индии, Израиля и Сальвадора.
29 февраля
29 февраля 1960 года — первый полёт лёгкого многоцелевого самолёта Beechcraft Model 95-55 Baron.
Этот двухмоторник являлся развитием успешной модели Beechcraft 95 Travel Air. Baron отличался от предшественника прежде всего хвостовой частью (была взята от Beechcraft Model 33 Debonair), а также формой фюзеляжа и мотогондол.
Конструктивно — низкоплан с убираемым шасси. Салон рассчитан на 5 пассажиров + 1 пилота. В зависимости от модификации кабина могла быть герметичной и обычной. Отличалась и крейсерская скорость — от 340 до 370 км/ч.
Надёжный самолёт понравился как частным владельцам, так и государственным и военным структурам — эксплуатировался ВВС Аргентины, Боливии, Мексики, США и т.д. Новые модели семейства Beechcraft Baron продолжают выпускается и сегодня. Всего произведено свыше 6880 самолётов.
1 марта
1 марта 1955 года — первый (полноценный) полёт экспериментального автожира Fairey Jet Gyrodyne.
Являлся модификацией Fairey FB-1 Gyrodyne. Оба проекта разрабатывались в рамках программы исследований перед постройкой пассажирского и военно-транспортного винтокрыла Fairey Rotodyne.
От своего предшественника Jet Gyrodyne отличался несущим винтом. Инженеры разработали специальный цельнометаллический двухлопастной ротор. На концах лопастей установили реактивные сопла. Считалось, что реактивный привод несущего винта упростит конструкцию, позволит гибко управлять оборотами винта и обеспечит максимальный КПД силовой установки.
Лётные испытания показали практическую пользу от такой схемы и её обоснованность. Совершив 190 переходных взлётов и 140 посадок на авторотации, Fairey Jet Gyrodyne отправился в музей. А данные от его полётов конструкторы использовали в других проектах.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.
Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории.