Найти тему
Марина Богомягкова

Какова роль медиа в достижении ЦУР в России?

С 2015 года 193 государства вовлечены в реализацию целей устойчивого развития (ЦУР), обозначенных главами государств на Генеральной Ассамблее ООН. С того времени все эти страны предпринимают конкретные шаги для достижения этих целей, ведь их реализация влияет на качество жизни общества не только в отдельной стране, но и на планете. Почти все из 193 стран уже сообщили о первых определяемых на национальном уровне вкладах и изменениях.

В России национальная стратегия в области устойчивого развития неразрывно связана с реализацией 12 национальных проектов, разработанных для выполнения Указа Президента от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Но, к большому сожалению, знают об этом порядка 20% жителей нашей страны. С чем это связано? Во-первых, со сложностью восприятия информации из-за чрезмерно строгих формулировок и терминологии, а также отсутствия единого и доступного каждому жителю страны информационного поля, изучение которого способно дать каждому россиянину возможность понять, почему ЦУР касаются не только планеты, но и его жизни непосредственно.

Для того, чтобы создать такое поле и наполнить правильными смыслами, необходимо объединиться 3 важным институтам: правительству, бизнесу и социуму, а главным связующим звеном между ними является медиа.

Почему именно медиа, полагаем, объяснять не стоит. Но задуматься о том, как сделать этот процесс более эффективным и ощутить положительный эффект, можно, если представители медиасферы сплотятся ради общего дела и высоких целей, а также во имя исполнения профессионального долга. Это и сделали участники дискуссии «Медиа и ЦУР», которая состоялась 17 февраля 2020 года в рамках Форума «ЦУР. Форум сотрудничества. Инструменты для бизнес-практики», организованного сетью Глобального Договора ООН в России. Представители медиасферы из России и Казахстана подняли волнующие вопросы, ответы на которые способны подтолкнуть каждого специалиста из области медиа - найти свой способ профессиональной реализации и донесения смыслов ради блага общества, планеты и нашего будущего.

Марина Богомягкова, основатель Медиа Мастерской Марины Богомягковой, акцентировала внимание участников на главном вопросе: «Что нужно усилить и улучшить, чтобы популяризация ЦУР в России шла эффективнее в массы, а синергия медиа и бизнеса по достижению ЦУР становилась более явной?».

По мнению Михаила Паллея, управляющего партнера Lateral Summer, медиа должны обращать внимание на тот формат, в котором подается тема ЦУР. Михаил выделил в качестве наиболее эффективных из них - интерактивные форматы и фильмы (интерактивное кино), технологии VR и геймификации, погружающие в реальность, что позволяет повысить вовлеченность пользователя и лучше донести ценности ЦУР до людей. Основываясь на своем опыте, Михаил отметил, что социальная тематика, которая является составной частью ЦУР, достаточно хорошо воспринимается аудиторией, что и будет способствовать достижению поставленных целей. Кроме того, в таких же форматах обязательно должна быть доступно и адекватно подана информация, повышающая уровень грамотности общества в области права, здравоохранения и других важных сфер.

Алия Кадралиева, фонд Global Success of People, руководитель телевизионной программы «НурАманат» (Казахстан, г. Алматы)), отметила, что в ее медиапроекте достижение ЦУР происходит через трансляцию национальных ценностей. Программа «НурАманат», которая транслируется на территории Казахстана, посвящена вопросам корпоративной социальной ответственности (КСО), реализованным практикам, а также создана одноименная рубрика под названием: «КСО нас касается». «Компании понимают, что важно не только делать, но и озвучивать все аспекты и ценности устойчивого развития», - акцентирует Алия. Спикер отметила, что это возможно, когда выстроены грамотные коммуникации и внимание обращается на корректное донесение информации до аудитории и существует правильная трактовка ценностей. По словам Алии, она ожидает от представителей и коллег по цеху, создания узких, специализированных площадок по теме устойчивого развития, так как на сегодняшний день присутствует проблема недостаточного освещения этой темы.

Илья Бачурин, генеральный директор ТВ БРИКС, отметил, что для ТВ БРИКС, ЦУР – не просто интересные, попутные инфоповоды, но важная часть редакционной политики. По его словам, продвижение ЦУР должно идти в векторе цифрового поля и медийных проектов. «Нужно нести идеи ЦУР в массы, иначе продвинуть их глобальные смыслы будет невозможно». По мнению Ильи, движение в векторе ЦУР должно идти постоянно, или иначе среда и общество вокруг нас будут разрушаться, как и взаимодействие между людьми. Кроме того, медиа в этом плане должны стать площадкой, где рождается новый контент и создается сообщество, а уже о ЦУР нужно говорить новым языком на цифровых площадках, подстраиваясь под требования и ожидания целевой аудитории. По словам Ильи Бачурина, популярным способом донесения информации в этом векторе также может стать блогерский формат, который уже зарекомендовал себя как эффективный массовый способ распространения информации от лица кумиров аудитории.

Людмила Экзархова, основатель и продюсер портала SDG-Media, выразила мнение, что со стороны гражданского общества и центров ЦУР должна вестись работа с журналистами. По ее мнению, смыслы ЦУР не должны вымываться, журналисты должны сами себя образовывать в этом плане, повышать свою квалификацию. Людмила считает, что видеоконтент, как наиболее популярный формат сегодняшнего дня, расширяет возможности и позволяет доносить главные ценности и смыслы ЦУР. Также Людмила призвала бизнес – поддержать проекты журналистов в области ЦУР посредством грантовой поддержки для более быстрой популяризации темы и реализации не только PR-целей, но и соответствия определенным стандартам.

Подводя итоги дискуссии, модератор Марина Богомягкова сделала ключевой вывод: «Чтобы продолжать оставаться четвертой властью, важно постоянно развиваться, нужно создавать новые сервисы и говорить на языке целевой аудитории, а также иметь свою большую идею по популяризации добра, улучшению жизни на планете, и тогда мы будем способны реализовать все ЦУР на должном уровне».

Дискуссия получилась разносторонней, и радует одно – готовность представителей сферы медиа больше, чаще и, главное - профессионально вовлекаться и рассказывать о том, что является верным путем для улучшения качества жизни общества и благосостояния граждан нашей страны и всего мира.

Материал подготовлен по итогам Форума «ЦУР. Форум сотрудничества. Инструменты для бизнес-практики» Медиа Мастерской Марины Богомягковой.