Найти тему
Good Old Nerpach

О чём рассказывает лучшая книга про Рагнара Чёрную Гриву

Когда четыре года назад я узнал, что Аарон Дембски-Боуден напишет книгу про Рагнара, я был вне себя от счастья. И не только потому, что это новое произведение про Чёрную Гриву, но и просто из-за того, что это новый роман АДБ.

К тому моменту, как выход этой книги анонсировали на русском языке, я уже понял, что это не роман, а повесть, и имел некоторое представление о том, кто такой Рагнар, что из себя представляют Космические Волки, и знал, что о Рагнаре успели рассказать другие авторы: Уильям Кинг и Ли Лайтнер (об особенностях их произведений мы поговорим в следующий раз). И, разумеется, выхода книги я начал ждать с большим нетерпением. Спустя пару месяцев тираж приехал из типографии, копия была отгружена, и лимитка наконец-то оказалась в моих руках. Мои ожидания оказались оправданы с лихвой.

Прежде всего стоит сказать, что повесть целиком и полностью находится в контексте тех произведений о Рагнаре, которые выходили до этого. Это можно воспринимать по-разному: и как дань уважения Кингу и Лайтнеру, и как простой фансервис. То же самое касается характера главного героя — он почти не отличим от того Рагнара, о котором вы читали во флешфорвардах, предвосхищающих все романы о нём.

Да, это в который раз история-флешбек. Рагнар был ранен и вспоминал о том, как стал Космическим Волком. Рагнара уже спрашивали о том, как у него появился его цепной меч. У Ли Лайтнера флешбеки вообще не были связаны с флешфорвардами. Что же делает Боуден? Наконец-то связывает единой сюжетной аркой всё повествование, добавляет интерлюдию с бэдтрипом Рагнара из-за травмы черепа — любимый сюжетный штамп АДБ, который здесь можно воспринимать как пасхалку, — и делает повествование в «настоящем» времени значимым.

Тринадцатый Чёрный Крестовый Поход. Войска Абаддона Разорителя вторглись на Кадию. Десятки орденов Космического десанта прибыли на защиту этого мира, и в их число входит Великая рота Рагнара Чёрной Гривы. Несмотря на то, что это событие имеет огромное значение для сороковника, Аарон описывает эту войну максимально абстрактно и отстранённо, но оно и понятно — на момент выхода книги ни о какой Надвигающейся Буре не было и речи.

Он описывает не столько саму осаду Кадии и не столько 13-й ЧКП, сколько воинов, которые уже оказались в этой мясорубке и которым приходится бороться за каждую пядь земли, месяцами экономить боеприпасы, защищать пустынные крепости и сражаться по колено в крови. Важно не столько то, что они делают, сколько то, в каких условиях они это делают — из последних сил, почти без воздуха, еды и воды. Волки находятся в ситуации, которую можно назвать лишь патовой, что заметно и по их поведению, и по их мыслям.

Дембски-Боуден как никто другой из писателей прочувствовал суть «бесконечной войны» — визитной карточки всей вселенной. И мастерство выписывания максимально жёстких, мрачных и трагичных ситуаций не поддаётся описанию — каждый абзац, каждая строчка текста наполнена болью и безысходностью. Но при этом герои умудряются раз за разом находить в себе силы сражаться дальше, бороться за жизнь, противостоять обстоятельствам и самой судьбе.

И помимо их физических мук, все они, так или иначе, страдают душевно. Собственно, это страдание и становится поводом рассказать через флешбек историю из жизни Рагнара, который спустя десять лет после событий книги «Честь Волка», будучи уже в звании Волчьего Гвардейца, из-за собственной вспыльчивости чуть не развязывает войну с Тёмными Ангелами, а потом пытается загладить свою вину, стараясь примирить Космических Волков и Расчленителей. И да, не обращайте внимание на аннотацию — история в повести одна, пусть она и нелинейная, а флешбек легко делится на две примерно равные по объёму половинки.

«Уже давно идёт война между этими фэндомами…»
«Уже давно идёт война между этими фэндомами…»

Особо мне понравилось то, как АДБ обошёлся с образом Рагнара. Ранее волк представал перед читателями как самоуверенный, саркастичный и, подчас, несдержанный и очень вспыльчивый воин. Он оставил эти черты, но поместил героя в такие обстоятельства, что ему пришлось показывать себя в новом свете.

Рагнар на Кадии улыбается и подбадривает своих товарищей, хотя сам уже еле держится на ногах, и его усталость очевидна для приближенных к нему воинов, тогда как рядовые бойцы видят Рагнара полным сил и энергии. С другой же стороны в один из моментов он оказывается способен пойти против собственной гордости, а умение сомневаться в себе позволяет ему ценить тех воинов, которые вольны критиковать его решения. Но при этом Рагнар выглядит как никогда цельным, по-хорошему сложным и действительно живым персонажем, чьи сильные и слабые стороны как помогают, так и мешают ему жить.

Не столько полезные для чего-то, сколько просто крутые рисунки, которые помогают создать особую атмосферу при чтении.
Не столько полезные для чего-то, сколько просто крутые рисунки, которые помогают создать особую атмосферу при чтении.

В первую очередь повесть рекомендована всем тем, кто читал первую и вторую трилогию о Рагнаре вне зависимости от того, понравилась она им или нет, а уже потом всем тем, кто желает прочитать очень хорошее произведение по вселенной. Да, повесть находится в контексте всего написанного ранее, но при этом умудряется быть самостоятельной и связанной не столько с тем, что писали Кинг и Лайтнер, сколько с тем, что писал сам Дембски-Боуден: в одном из мест есть сильная отсылка к роману «Дар Императора».