Когда четыре года назад я узнал, что Аарон Дембски-Боуден напишет книгу про Рагнара, я был вне себя от счастья. И не только потому, что это новое произведение про Чёрную Гриву, но и просто из-за того, что это новый роман АДБ.
К тому моменту, как выход этой книги анонсировали на русском языке, я уже понял, что это не роман, а повесть, и имел некоторое представление о том, кто такой Рагнар, что из себя представляют Космические Волки, и знал, что о Рагнаре успели рассказать другие авторы: Уильям Кинг и Ли Лайтнер (об особенностях их произведений мы поговорим в следующий раз). И, разумеется, выхода книги я начал ждать с большим нетерпением. Спустя пару месяцев тираж приехал из типографии, копия была отгружена, и лимитка наконец-то оказалась в моих руках. Мои ожидания оказались оправданы с лихвой.
Прежде всего стоит сказать, что повесть целиком и полностью находится в контексте тех произведений о Рагнаре, которые выходили до этого. Это можно воспринимать по-разному: и как дань уважения Кингу и Лайтнеру, и как простой фансервис. То же самое касается характера главного героя — он почти не отличим от того Рагнара, о котором вы читали во флешфорвардах, предвосхищающих все романы о нём.
Да, это в который раз история-флешбек. Рагнар был ранен и вспоминал о том, как стал Космическим Волком. Рагнара уже спрашивали о том, как у него появился его цепной меч. У Ли Лайтнера флешбеки вообще не были связаны с флешфорвардами. Что же делает Боуден? Наконец-то связывает единой сюжетной аркой всё повествование, добавляет интерлюдию с бэдтрипом Рагнара из-за травмы черепа — любимый сюжетный штамп АДБ, который здесь можно воспринимать как пасхалку, — и делает повествование в «настоящем» времени значимым.
Тринадцатый Чёрный Крестовый Поход. Войска Абаддона Разорителя вторглись на Кадию. Десятки орденов Космического десанта прибыли на защиту этого мира, и в их число входит Великая рота Рагнара Чёрной Гривы. Несмотря на то, что это событие имеет огромное значение для сороковника, Аарон описывает эту войну максимально абстрактно и отстранённо, но оно и понятно — на момент выхода книги ни о какой Надвигающейся Буре не было и речи.
Он описывает не столько саму осаду Кадии и не столько 13-й ЧКП, сколько воинов, которые уже оказались в этой мясорубке и которым приходится бороться за каждую пядь земли, месяцами экономить боеприпасы, защищать пустынные крепости и сражаться по колено в крови. Важно не столько то, что они делают, сколько то, в каких условиях они это делают — из последних сил, почти без воздуха, еды и воды. Волки находятся в ситуации, которую можно назвать лишь патовой, что заметно и по их поведению, и по их мыслям.
Дембски-Боуден как никто другой из писателей прочувствовал суть «бесконечной войны» — визитной карточки всей вселенной. И мастерство выписывания максимально жёстких, мрачных и трагичных ситуаций не поддаётся описанию — каждый абзац, каждая строчка текста наполнена болью и безысходностью. Но при этом герои умудряются раз за разом находить в себе силы сражаться дальше, бороться за жизнь, противостоять обстоятельствам и самой судьбе.
И помимо их физических мук, все они, так или иначе, страдают душевно. Собственно, это страдание и становится поводом рассказать через флешбек историю из жизни Рагнара, который спустя десять лет после событий книги «Честь Волка», будучи уже в звании Волчьего Гвардейца, из-за собственной вспыльчивости чуть не развязывает войну с Тёмными Ангелами, а потом пытается загладить свою вину, стараясь примирить Космических Волков и Расчленителей. И да, не обращайте внимание на аннотацию — история в повести одна, пусть она и нелинейная, а флешбек легко делится на две примерно равные по объёму половинки.
Особо мне понравилось то, как АДБ обошёлся с образом Рагнара. Ранее волк представал перед читателями как самоуверенный, саркастичный и, подчас, несдержанный и очень вспыльчивый воин. Он оставил эти черты, но поместил героя в такие обстоятельства, что ему пришлось показывать себя в новом свете.
Рагнар на Кадии улыбается и подбадривает своих товарищей, хотя сам уже еле держится на ногах, и его усталость очевидна для приближенных к нему воинов, тогда как рядовые бойцы видят Рагнара полным сил и энергии. С другой же стороны в один из моментов он оказывается способен пойти против собственной гордости, а умение сомневаться в себе позволяет ему ценить тех воинов, которые вольны критиковать его решения. Но при этом Рагнар выглядит как никогда цельным, по-хорошему сложным и действительно живым персонажем, чьи сильные и слабые стороны как помогают, так и мешают ему жить.
В первую очередь повесть рекомендована всем тем, кто читал первую и вторую трилогию о Рагнаре вне зависимости от того, понравилась она им или нет, а уже потом всем тем, кто желает прочитать очень хорошее произведение по вселенной. Да, повесть находится в контексте всего написанного ранее, но при этом умудряется быть самостоятельной и связанной не столько с тем, что писали Кинг и Лайтнер, сколько с тем, что писал сам Дембски-Боуден: в одном из мест есть сильная отсылка к роману «Дар Императора».