Найти тему
Artfragment

Выставки марта 2020 года

Коронавирус вносит свои коррективы в планы людей: закрываются театры, отменяются гастрономические фестивали и марафоны. Мы собрали выставки марта, которые пока есть в расписании и которые стоят того, чтобы на них отправиться.

Что: «Vida Americana. Мексиканские монументалисты переделывают Америку. 1925-1945»

Где: Музей Уитни (Нью-Йорк)

Когда: до 17 мая

Альфредо Рамос Мартинес, «Продавщица калл», 1929.
Альфредо Рамос Мартинес, «Продавщица калл», 1929.

Зачем ехать

Дональд Трамп все еще вынашивает план о возведении стены между США и Мексикой. А в нью-йоркском музее Уитни тем временем проходит выставка, на которой собрали две сотни произведений художников из соседних стран. Ее готовили на протяжении нескольких лет. «Многие годы считалось, что французы оказали решающее воздействие на изобразительное искусство США в первой трети XX века. Но внимательное изучение взаимовлияния с нашим южным соседом существенно меняет устоявшиеся представления. Мы теперь отказываемся от маргинализации мексиканского искусства», — отметила куратор экспозиции Барбара Хаскелл. На выставке собрали работы американских авторов, испытавших влияние мексиканских коллег. Среди последних — три титана монументального искусства МексикиДиего Ривера, Хосе Клементе Ороско и Давид Сикейрос. А среди центральных экспонатов — два эскиза Риверы к фреске «Человек на распутье». Он создал ее для Рокфеллеровского центра, но позднее работа была уничтожена. Причиной этого стало то, что Ривера написал на ней Владимира Ленина. Художника попросили убрать изображение, но он отказался. Тогда фреска была смыта.

Что: Цао Фэй «Blueprints»

Где: Serpentine Gallery (Лондон)

Когда: с 4 марта по 17 мая

Цао Фэй, «The Eternal Wave», 2020.
Цао Фэй, «The Eternal Wave», 2020.

Зачем ехать

Цао Фэй — мультимедийная художница из Китая. Внимание на себя она обратила еще в начале двухтысячных. В 2002 году художница представила проект «Взбесившиеся псы». В нем корпоративные служащие, загримированные под собак, ползали на четвереньках в отшитых в Китае костюмах Burberry и бросались друг на друга. Работу предваряла надпись:

«Мы ручные, терпеливые и послушные. Хозяин может созвать или разогнать нас одним своим жестом. Когда же мы, наконец, покусаем хозяина и станем настоящими взбесившимися псами?»

В 2013-м Фэй выставлялась на Венецианской биеннале. А сейчас очередь дошла до первой персональной экспозиции в Великобритании. Цао Фэй родилась в 1978 году. Именно тогда в Китае начались реформы по строительству «рыночного социализма». Дочь китайского скульптора-соцреалиста, Фэй осталась за пределами официального искусства. Она сосредоточилась на изучении повседневной жизни китайцев, родившихся после культурной революции, и стремительных культурных и социальных трансформациях, происходящих в стране. Центральной в Serpentine Gallery станет инсталляция «The Eternal Wave». «Хотя для меня это не первая работа с виртуальной реальностью, каждый раз это не одно и то же. Сегодня мы живем в сдвоенной реальности, не просто между прошлым и будущим», — отмечала сама художница.

Что: Герхард Рихтер «Живопись превыше всего»

Где: MET Breuer (Нью-Йорк)

Когда: с 4 марта по 5 июля

Герхард Рихтер, фотопортрет Лотара Воллеха, около 1970.
Герхард Рихтер, фотопортрет Лотара Воллеха, около 1970.

Зачем ехать

Еще одна выставка, которая откроется 4 марта, — ретроспектива живого классика Герхарда Рихтера. В 2019 году режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк даже представил о нем фильм — «Работу без авторства». Правда картиной, выдвинутой Германией на «Оскар», сам Герхард Рихтер остался недоволен. Он — один из самых дорогих художников в мире. Работы 88-летнего мэтра находятся в собраниях Тейт Модерн, МоМА и Центра Помпиду, а витраж его авторства украшает Кельнский собор. В 1973 году художник представлял Германию на биеннале в Венеции, и это был первый случай, когда одному художнику отдали целый павильон. Рихтер работал на стыке живописи и фотографии. На холсты он переносил изображения со снимков из семейного альбома, газет и журналов. А дальше при помощи шпателей и скребков накладывал и соскребал краску, повторяя эту процедуру по несколько раз. Тем самым художник будто «размывал» реальность. А публика порой обвиняла его в издевательстве над живописью. На выставке в Нью-Йорке — первой крупном показе работ художника в США за последние 20 лет — покажут произведения, созданные Рихтером за шесть десятилетий творческих поисков.

Что: выставка Христо и Жанны-Клод

Где: Центр Помпиду (Париж)

Когда: с 18 марта по 15 июня

Христо, проект обернутой Триумфальной арки, коллаж, 2018.
Христо, проект обернутой Триумфальной арки, коллаж, 2018.

Зачем ехать

В Париже центральной выставкой марта да и всей весны называют ретроспективу Христо и Жанны-Клод, которая пройдет в Центре Помпиду. Христо Явашев и Жанна-Клод де Гийебон прославились как одна из самых известных пар, работавших в жанре ленд-арта. Они родились в один день — 13 июня 1935 года — в разных уголках мира. Она — в Марокко в богатой семье прославленного французского генерала. Он — в болгарском городке Габрово. Христо и Жанна-Клод познакомились в 1958 году в Париже. А в историю искусства вошли своими знаменитыми «упакованными» объектами — от пишущей машинки до здания Рейхстага. Выставка станет своеобразным превью нового парижского проекта Христо. Осенью художник уже в одиночку (его супруга скончалась в 2009 году) обернет в полипропиленовую пленку серебристого цвета Триумфальную арку. И перевяжет ее красной веревкой. В таком виде Триумфальная арка простоит 16 дней — с 19 сентября по 4 октября.

Что: «Большая игра» Анри Картье-Брессона

Где: Палаццо Грасси (Венеция)

Когда: с 22 марта 2020 по 10 января 2021 года

Анри Картье-Бессон, «Simiane la rotonde», 1969.
Анри Картье-Бессон, «Simiane la rotonde», 1969.

Зачем ехать

Выставка для самых смелых. Тех, кого не пугает пробравшийся на север Италии коронавирус. В венецианском палаццо Грасси представят почти четыре сотни работ французского фотографа, отца фоторепортажа Анри Картье-Брессона. 385 снимков он отобрал сам — еще в начале 1970-х годов. Сделать это фотографа тогда попросили его друзья — коллекционеры Жан и Донимик де Менил. А поделиться своим взглядом на эти снимки и собрать из них свои «коллекции» пригласили кураторов, в числе которых оказались фотограф Энни Лейбовиц, режиссер Вим Вендерс, писатель Хавьер Серкас, владелец палаццо Грасси Франсуа Пино. Картье-Бессон стоял у истоков уличной фотографии. Но прославился своей способностью оставаться «невидимым» для людей, которых снимал. Бликующие металлические части фотоаппарата он заклеивал черной изолентой, чтобы они не блестели.

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц