Владислав ТОЛСТОВ 01.03.2020
Прочитано в 2020 г. Выпуск 376
Стина Джексон «Серебряная дорога»
- Изд-во «Рипол Классик», 2020 г.
Под самый конец зимы вышли два мощнейших скандинавских триллера. «Серебряная дорога» - возможно, вообще один из лучших в своем жанре. У Лелли Густаффсона три года назад бесследно исчезла дочь Лина. Он, как всегда, высадил ее на автобусной остановке ждать школьный автобус, и после этого девушку уже никто не видел. Все три года, после тщетных поисков, прочесываний леса, Лелли каждую ночь садится в машину и объезжает окрестности Серебряной дороги, заезжает в каждый уголок, заброшенный дом, обшаривает мусорные баки – ищет хотя бы какие-то следы пропавшей дочери. Он выкуривает по 50 сигарет за ночь, он почти не спит, вся округа считает его сумасшедшим, и, в общем, сочувствует его горю, но Лелли наплевать – чувство вины за то, что он не уберег дочь, раздирает его. Параллельно разворачивается история Мэй, которая переехала в эти места с проблемной матерью. Мать нашла себе нового кавалера, Мэй тусит с местными ребятами – и постепенно мы понимаем, что она как-то связана с исчезнувшей девушкой… Сильный, мрачный, исполненный какой-то вымораживающей, как дыхание Севера, внутренней силой, триллер. Ужас нагнетается настолько умело, что примерно с половины книги, когда уже понятно, куда все поворачивает, хочется отложить книгу в сторону, но не тут-то было – сюжет выстроен настолько безупречно, что вы захотите дочитать до конца (хотя и дрожа от ужаса). Здесь появится и отставной маньяк, и мужик, собравший самую большую коллекцию порнухи во всей Северной Швеции, и прозвучат слова – «показывать ее тело мы тебе не будем, не на что там смотреть, но обещаю, что похороним вас рядом». Отличный, просто отличный роман.
Вигдис Йорт «Наследство»
- Изд-во «Эксмо», 2020 г.
Книга эта наделала шуму в Швеции, потому что, во-первых, там про инцест, а во-вторых (и это самое главное) Вигдис Йорт описала собственную семью – ну, есть такой модный ныне жанр «аутофикшен», где писатель помещает себя в центр повествования. Тут история такая: скончался отец главной героини, по завещанию все его наследство поделено поровну между четырьмя детьми. Вот только есть проблемы, из которых главная – что собственно героиня последние двадцать лет со своей семьей почти не общалась, потому что предала гласности информацию о сексуальных домогательствах своего отца к ней и младшему брату. Отец как-то старался замять это дело, даже подарил дочке машину, но при оглашении завещания стало понятно, что это предложение сделки: хочешь остаться в числе наследников – забудь эту историю с инцестом. Роман, конечно, поразительный, тем более поразительный, когда понимаешь, что это личная история самой Виргис Йорт, и весь этот сюжет с завещанием и дележкой наследства – только повод поговорить об отношениях между родителями и детьми, о семейных тайнах, о скелетах в шкафу, о том, как часто родители склонны доверять своим детям. О том, что в 99% случаев огласка инцеста разрушает отношения между жертвой инцеста и ее семьей. Чтение вполне себе остросюжетное, рекомендую.
Жан-Кристоф Гранже «Последняя охота»
- Изд-во «Азбука», 2020 г.
Гранже на обложках его романов, кажется, впору ставить не только возрастное ограничение 18+, но и рисовать череп с костями – мол, тут кровища хлещет из каждого пробела. Гранже – мастер триллера, создатель удивительно жестоких и мрачных сюжетов. Раньше у нас выходили (я писал о них) «Лонтано» и «Конго.Реквием», в которых описывались всякие колониальные ужасы. Как доблестные французские детективы копаются в хитросплетениях африканской политики, корпоративной жизни и религиозных запретов, а вокруг Африка, где белому человеку по-хорошему и пять минут прожить без приключений – уже удача. В «Последней охоте», впрочем, действие происходит в пограничном между Францией и Германией городке, где произошло дикое и немотивированное преступление: молодому наследнику крупнейшей германской корпорации во время охоты в его угодьях отрезали голову. Да не просто отрезали, а провели казнь по всем правилам охоты с подходом: подкараулили, выпотрошили, вырвали кишки. И теперь расследованием занимается пожилой полицейский с помощницей Иваной Богданович (она хорватка). На любителя, конечно, подобная литература, но надо отдать должное Жану-Кристофу Гранже: похоже, он лучший в этом жанре.
Бернар Миньер «Сестры»
- Изд-во «Эксмо», 2020 г.
Опять Мартин Сервас, сквозной герой романов Миньера (кстати, «Сестры» - уже четвертый его роман, который переводится и издается в России за последние три года), инспектор полиции в уютном и пасторальном швейцарском кантоне Тулуза. «Сестры» - про одно из первых дел Серваса. Вернее, в начале карьеры он расследовал таинственную смерть двух сестер, найденных в лесу привязанных к деревьям и одетых в серые форменные платья первопричастниц. Как-то это связано с писателем-детективщиком Эриком Лангом: и сестры были его фанатками, и он в одном романе одевает своих жертв в эти же платья. Но тогда расследование зашло в тупик. А спустя 30 лет Сервас уже собирается на заслуженный отдых, и тут у писателя Ланга убивают жену – и одевают ее в такое же серое платье первопричастницы. Миньер в своем репертуаре: у него не всегда концы сходятся с концами, но он умеет накрутить такую жуткую интригу, придумать такие стивенкинговские подробности, что читать его для любителя остросюжетного жанра – сплошное наслаждение.
Чайна Мьевиль «Город и город»
- Изд-во «Эксмо», 2020 г.
Это отличный роман – к тому же, оказалось, его издавали раньше, но издатель и читатели сочли перевод слишком приблизительным, и вот новое издание. Чайна Мьевиль обладает каким-то невозможным воображением, пишет фантастический нуар, а сверху толстым слоем накладывает нуар, а еще помещает действие куда-то на задворки Европы, не то в Румынию, не то в Болгарию. В общем, находят в не самом благополучном районе города Бешель труп женщины. Детектив Теодор Борлу приступает к расследованию, и постепенно открывается, что существует два города, Бешель и Уль-Кома. Это не параллельные реальности, а именно два сосуществующих рядом города, в одном и том же географическом и физическом пространстве. Там живут разные люди, говорят на разных языках, автомобильные номера разные, хотя машины из двух городов могут появляться на одной и той же дороге. Есть «проломы», их несколько, через которые можно попасть из одного города в другой, но там все гораздо интереснее закручено: можно, например, выстрелить в бешельца, а застрелить улькомца, и возникают причудливые юридические ситуации. Жители обоих городов в курсе, что рядом с ними находится другой город (город-донор или город-паразит – мнения разные), но довели до совершенства искусство делать вид, что ничего не происходит. Замечательно придуманная концепция, причем упакованная в форму вполне традиционного детектива – хотя что уж тут традиционного, одни взаимоотношения между представителями полиции двух городов описаны так, что голову сломаешь. Мьевиль великолепен, что и говорить.
ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ
Леви Тидхар «Усама»
- Изд-во «Эксмо», 2020 г.
Еще одна попытка сделать фантастический нуар, только у Чайны Мьевиля получился шедевр, а у Леви Тидхара…ну, не шедевр, скажем так. Главное допущение должно выглядеть достаточно провокационно: мол, в альтернативной реальности Усама бен Ладен не страшный террорист №1, а герой комиксов, сверхпопулярный персонаж-мститель вроде Бэтмена или Зеленого Шершня. И бесследно исчезает автор этих комиксов, писатель-миллионер Лонгшотт. В Лаосе (почему в Лаосе?) таинственная женщина разыскивает детектива Джо и поручает ему поиски. Опять ощущение рвущейся на части реальности, потому что в мире, где Усама бен Ладен пример для подражания, а «башни-близнецы» взорвали сами американские спецслужбы, многое отличается от нашего мира. Например, сеть отелей называется «Хилтоп», нет айфонов, «Звездные войны» остаются проходной малобюджетной фантастикой...