Здравствуйте!!!Мы продолжаем цикл статей по каждому месяцу 2-й мировой войны.Если наши статьи будут вам интересны,то мы соответственно будем продолжать публикации.
**************************************************************************
В начале 1940 года французские вооружённые силы на Западном фронте испытывали острый недостаток. Как вы думаете,какой военной аммуниции не хватало тогда французской армии? Генеральный штаб Франции на своём заседании обсудил проблему и принял решение для нужд полевой армии немедленно закупить 10 000 футбольных мячей. Гитлер,который тогда энергично понукал своих генералов начать немедленное наступление на Западном фронте против французов,мог захватить в качестве трофеев и немалое количество этих футбольных мячей. Надо сказать,что эти трофеи обнаружились,в 1954 году,когда сборная футбольная команда Западной Германии совершенно неожиданно для всех стала чемпионом мира. Очевидно,немцам удалось захватить немалое количество французских футбольных мячей.
Март был месяцем тревожных ожиданий. На Западном фронте продолжалось затишье. Противники старались не беспокоить друг друга,но цели у них были разные. 1 марта 1940 года Гитлер издал официальную директиву по операции «Везерюбунг». Перед вооружёнными силами Германии была поставлена задача опередить Великобританию в захвате Норвегии и попутно оккупировать Данию. Гитлер сомневался,какую из операций осуществить первой—наступление против Франции или захватить Норвегию и Данию. 3 марта 1940 года выбор был сделан в пользу быстрой и решительной атаки Норвегии.
Март 1940 года не был богат событиями,которые могли бы кардинально повлиять на развитие ситуации на западном театре военных действий. Но кое-что заслуживает внимания. Англичане потихоньку топили германские транспорты. Германские военно-морские силы не оставались в долгу и топили английские корабли и корабли нейтральных стран. Англичане в марте 1940 года приняли решение провести операцию,которая вошла в историю Второй мировой войны под названием «Ройал Мэрин» («Royal Marine») --операции,предусматривавшей постановку с воздуха плавающих мин на Рейне и в каналах Германии. Тогда же,в марте 1940 года,англичане разместили свою главную военно-морскую базу в знаменитом Скапа-Флоу—база известная ещё со времён Первой мировой войны. И наконец,в марте 1940 года произошли изменения во французском правительстве. В частности,ушёл в отставку кабинет Деладье и бразды правления оказались в руках правительства Поля Рейно,правительства,которое намеревалось,по крайней мере на уровне изначальных деклараций,проводить более энергичную,более активную политику на фронте германо-союзнического противостояния.. Наконец,наверное следует употребить фразеологизм,широко известный может в чём-то банальный-- «На Западном фронте без перемен»--он как нельзя лучше соответствует характеристике той ситуации,которая сложилась на западе весной 1940 года. Однако точку после этого фразеологизма ставить нельзя,нужно ставить иной знак препинания,наверное запятую,по той простой причине,что перемены ожидались.
Великобритания и Франция вначале марта 1940 года всё ещё планировали направление экспедиционного корпуса в Финляндию. Финляндия напрасно всё ещё занимала их,наравне с проблемой Норвегии.
Нетрудно представить себе вариант,в котором западные державы пришли бы на помощь Финляндии,и начали бы войну против Советского Союза в начале марта 1940 года. Финнам это никак бы уже не помогло. Экспедиционный корпус союзников только затянул бы Зимнюю войну и,в конце концов,возможным итогом могло бы стать и полное присоединение Финляндии к Советскому Союзу. А союзники испытали бы Дюнкерк ещё до Дюнкерка где-нибудь в районе Петсамо. Вот отношения Германии и СССР могли обостриться,вряд ли Германия приветствовала бы выход Советской России к границам шведских источников железной руды—единственного,кстати,источника для германской промышленности. Шведским рудникам теперь угрожали бы не только Великобритания и Франция,но и Советский Союз—партнёр непостоянный и попутчик для гитлеровской Германии временный. И здесь следует задаться вопросом—после краха Франции,устояла бы Англия,если бы в состоянии войны с ней находился и Советский Союз?
Ну а тем временем жизнь в Германии,несмотря на победу в Польше,объединение немецких земель,присоединение Австрии,была очень и очень нелёгкой. В городах по вечерам применялось полное затемнение,продовольствие выдавалось по карточкам,горячая вода в частных домах была только по субботам и воскресеньям. 8 марта 1940 года правительственный указ обязал все частных лиц и фирмы,имеющие железный металлолом,немедленно сдать его государству. 23 марта все церковные колокола,сделанные из бронзы,начали снимать и переплавлять для производства орудий. У частных владельцев грузовых автомобилей изымали аккумуляторы. Но бытовые трудности не мешали немцам в этот период в большинстве своём верить в Гитлера и в конечную победу.
В то же время в Советском Союзе,народный комиссар внутренних дел Лаврентий Берия был озабочен поведением пленных польских офицеров. Поляки не поддавались большевистской пропаганде и не перековывались для использования в нужных для СССР целях. 3 марта 1940 года Берия направил Сталину предложение расстрелять польских офицеров,жандармов,полицейских и других «заклятых врагов советской власти,преисполненных ненавистью к советскому строю». Отклик нашёлся быстро—уже через два дня,на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) предложение Берии поддержали:Сталин,Ворошилов,Микоян,Молотов. Заочно за расстрел высказались Калинин и Каганович. Их подписями была решена судьба 14 700(по другим данным--21857) польских пленных. С этого дня—3 марта 1940 года начинался их путь на Голгофу в Катынском лесу.
Уже в следующем месяце начались казни польских военнопленных. Стратеги из НКВД забыли даже о том,что польские пленные—это потенциальные враги Германии,и об этом им придётся вспомнить буквально через полгода,после неудачного визита Молотова в Берлин. Но будет уже поздно. Некоторые историки сегодня отрицают факты расстрелов в Катынском лесу,в селе Медное,в городке Старобельске,утверждая,что это была провокация гитлеровцев. Многие документы свидетельствуют о том,что немцы здесь были ни при чём. По факту гибели польских военнопленных Россия принесла официальное покаяние Польше,здесь не убавить,не прибавить. Но не будем и рвать последнюю рубашку на теле,признавая вину Советского Союза,потому что у польских руководителей,после получения Польшей независимости в 1918 году и до Второй мировой войны включительно,было немало грехов по отношению к Советской России,упомянем хотя бы уничтожение 60 000 военнопленных после советско-польской войны 1920 года. Когда узнаёшь о страданиях этих людей,преследовании,истреблении,волосы встают дыбом. Ещё один пример—как польская армия Андерса ушла из Советского Союза,в тяжелейшем для нас 1942 году,а ведь эта армия была и собрана,и экипирована,и вооружена у нас. Но она отказалась сражаться на Восточном фронте и ушла на Ближний Восток,в то самое время,когда исход войны был ещё далеко не ясен. Так что покаяние должно быть взаимным,взаимопонимание односторонним не бывает.
Прошедшая зима для итальянского диктатора была временем обид на Гитлера. Муссолини всё ещё не получил ответа на своё новогоднее письмо фюреру(об этом мы писали в одной из предыдущих статей),в котором он принципиально раскритиковал сотрудничество Германии с большевиками и указал на невозможность уповать на конечную победу над западными демократиями. В предверии стратегических военных операций,Гитлер не мог больше игнорировать своего итальянского союзника. В самом начале марта 1940 года Гитлеру помогли англичане. Великобритания объявила о блокаде поставок немецкого угля через Роттердам в Италию. Дуче с яростью обрушился на коварство англичан,а немцы немедленно пообещали доставлять уголь по железной дороге,и даже в большем количестве. Теперь Муссолини заметно потеплел к Германии,и тогда Гитлер 8 марта написал наконец ответное письмо дуче,которое министр иностранных дел Риббентроп лично привёз в Рим. Гитлер оправдывался и заверил дуче,что Германия сражается и за будущее дружественной ей Италии. Он также писал,что судьбы их дружественных стран,их народов,их революций,их режимов,неразрывно связаны во веки веков. Из истории их отношений известно,что когда Гитлер начинал говорить с Муссолини на равных,дуче всегда был согласен с фюрером. Это известный принцип—ты меня уважаешь... Тонкая лесть Гитлера достигла своей цели—Муссолини снова стал воинственным и энергичным,правда он не хотел называть дату вступления Италии в войну на стороне Германии,ссылаясь на слабость вооружённых сил и финансовые проблемы. Но дал твёрдое заверение ,что в подходящий момент он вступит в сражение и пойдёт в нём до конца. Подходящий момент—это конечно,когда Германия и одна будет стремительно продвигаться к победе.
На бременском перевале шёл снег,когда 18 марта 1940 года на небольшую пограничную станцию с севера подошёл поезд Гитлера,с юга—состав Муссолини. Переговоры проходили в вагоне дуче. Гитлер говорил непрерывно в течение всего дня. Муссолини внимательно слушал. Фюрер наметил перспективы наступления на Францию,предложил итальянцам участие в этой операции,сказав,что Германия сделает всё,чтобы Италия стала хозяйкой Средиземноморья. Муссолини торговался,понимая,что в случае успеха Германии уму тоже выпадут немалые трофеи. Гитлер говорил о будущих совместных операциях с Италией на Балканах и в Северной Африке,но ни слова не сказал своему другу об уже принятом решении захватить в ближайшее время Данию и Норвегию. Гитлер знал,что итальянцы не умеют хранить секретов.
Если о намерениях Германии оккупировать Норвегию известно практически всё,то аналогичные планы,которые разрабатывала Великобритания,не часто привлекали внимание историков. Опираясь на установленные исторические факты,можно констатировать,что в начале 1940 года Великобритания всерьёз рассматривала перспективу десанта своих войск на побережье Норвегии. Одно время предполагалось высадить две дивизии,которые первоначально планировалось послать во Францию. Затем в планах британского командования стали фигурировать 11 батальонов. Ну и наконец,перед началом германской агрессии против Норвегии,Великобритания вместе со своими союзниками приняла решение о том,чтобы одна английская бригада должна высадиться в Нарвике,Тронхейме,Бергене и других пунктах норвежского побережья. Буквально накануне немецкого вторжения в Норвегию,8 апреля 1940 года,четыре британских эсминца произвели постановку мин в норвежских территориальных водах,недалеко от Нарвика. Таким образом,можно утверждать,что в ситуации с Норвегией,и британская и германская стороны были едины в своей готовности нарушить суверенитет этой европейской страны. Но другое дело,что Германия оказалась гораздо оперативнее,настойчивее и инициатива в развитии этой ситуации принадлежала немцам.
Министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп в марте 1940 года развил бурную деятельность по укреплению германо-советских отношений. Московские триумфы видимо не давали ему покоя. 28 марта 1940 года германский посол в Москве фон Шуленбург получил от своего министра телеграмму,в которой Риббентроп развивал мысль о приглашении в Берлин с визитом самого Сталина,или в крайнем случае Молотова: «Для укрепления наших связей с Россией было бы очень важно,если бы согласился приехать в Берлин сам господин Сталин. Фюрер не только был бы чрезвычайно рад приветствовать Сталина в Берлине,но он также проследил бы за тем,чтобы ему был оказан приём,соизмеримый с его положением и авторитетом. И фюрер сам оказал бы ему все почести,которые приняты в таких случаях. После беседы,которая у Вас будет,Вам следует более определённо сделать приглашение господину Молотову,и в то же время передать и приглашение господину Сталину от имени фюрера в менее определённых выражениях. Мы должны,конечно,постараться избежать чёткого отказа от Сталина".
Через два дня германский посол в Москве фон Шуленбург ответил министру,что «шансы на приезд Молотова в Берлин безусловно есть,но не в настоящее время. Что касается приглашения Сталина,то с самого начала следует оставить возможность встречи в каком-нибудь пограничном городе». В Берлин Сталин приехать конечно же не мог. Это было бы похоже на сожжение всех мостов. Но встреча с Гитлером где-нибудь в Люблине или во Львове не исключалась.
25 марта 1940 года из румынского порта Констанца турецкий пароход перевёз в Палестину около 2 000 европейских евреев. Казалось,что это был кратчайший путь спасения для них. Румыния и впредь была согласна предоставлять свои порты и пароходы,но неожиданно воспротивилась Великобритания,имевшая мандат Лиги Наций на управление Палестиной. Никто тогда в марте 1940 года не осознавал последствия этого административного отказа. Захлопнулась одна из последних дверей для спасения еврейского населения в оккупированных странах.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
**************************************************************************
Если вам интересно,подписывайтесь на канал,ставьте класс,это будет для нас стимулом продолжать писать для вас дальше. До встречи!
*******************************************************************************
*******************************************************************************