Несмотря на то, что я городской житель, люблю читать письма о деревне. Дело в том, что у меня тоже есть любимая деревенька. А вернее — село Стефанидин Дар (сейчас — Стефанидинодар) Азовского района Ростовской области. Это родина моей мамы. Предание гласит: свое название село получило от того, что помещица Стефанида подарила эту землю крестьянам.
Село расположено на берегу Таганрогского залива, но местные жители называют его «морем».
Когда мы с двоюродной сестрой (ныне уже покойной) подросли, нас, «детей войны», бледных и худых, отвозили из Ростова в Стефанидин Дар для поправки здоровья к дедушке с бабушкой.
Дед мой, Иван Семенович Вишняков, был учителем, которого все уважали. Кроме того, он умел практически все: стачать сапоги, сколотить табурет, переплести книгу, связать рыболовную сеть... Дедушка увлекался садоводством, знал нотную грамоту, играл на скрипке и флейте, был церковным регентом. Кроме сада и огорода они с бабушкой держали хозяйство — коровку, поросенка, разную птицу...
Нам в деревне с сестрой очень нравилось! Вставали рано и сразу бежали на огород, чтобы полакомиться стеблями укропа. А еще в памяти сохранился тонкий аромат цветущей тыквы, вкусный запах хлебной стерни. Во дворе сновали ласточки, выстраивая в сарае гнездо. Под стрехой, чирикая, суетились воробьи, гулили голуби.
Наши обязанности были невелики: подмести двор, принести из колодца водички для поросенка и птицы, насыпать им зерна, собрать фрукты и ягоды для варенья и компота.
Когда прогревалось «море», бабушка отпускала нас одних купаться. Вот она, долгожданная свобода!
Залив был очень мелкий и тёплый. Захочешь утонуть — не получится. Но на этом «море» случались отливы и приливы. Однажды, когда случился отлив, бабушка дала нам большую клеенчатую сумку и отправила собирать бычков — маленькую рыбку, которую мы вялили и жарили.
Долго шли мы вдоль берега и зашли очень далеко. Кошелка была полной. Пора возвращаться, а тропинки по обрывистому берегу нет. Выход один — подниматься по крутому склону напрямую, но он сплошь покрыт острыми колючками. На наше счастье, нас, босых, увидела сверху какая-то старушка и бросила вниз калоши. Так мы по очереди и выбрались наверх. А она, узнав, чьи мы внучки, угостила к тому же горячими пышками, простоквашей. Более того, попросила внука проводить нас до дома, повесив кошелки с бычками на его велосипед.
Бабушка тоже была учительницей и летом занималась с учениками-второгодниками, проверяя их тетради. Как-то моя сестра Люська посоветовала ей: «Бабушка, Таня хорошо учится, пусть она проверяет тетради». Бабушка согласилась, только ругала меня за то, что я выставляю ученикам оценки.
В следующий раз соседи пожаловались деду на то, что я уговариваю их детей купаться в заливе. Я тут же нашла что ответить: -А вы сами-то давно на «море» были? Давайте пойдем все вместе!»
Моя идея понравилась. Взяв с собой не только детей, но и хозяйственное мыло, взрослые накупались, перестирали рабочую одежду и стали благодарить меня за хороший, незабываемый отдых.
Наша деревня живет и процветает до сих пор. Вот только залив обмелел еще больше, зарос водорослями, а дно покрылось острыми ракушками. И в этом месте давно уже никто не купается. А жаль!
Если Вам понравилась статья поставьте лайк и подписывайтесь-впереди много интересного!!