Найти тему
Катехизис и Катарсис

Как сделать корабли из мушкетов и палок?

16 июня 1527 года небольшая флотилия отправилась из испанского порта в Новый Свет. Возглавлял ее Панфило де Нарваэс – успешный идальго из Навальмансано (Кастилия и Леон). До этого ничем особенным этот идальго не отличился, если не считать связей с Диего Веласкесом, губернатором Кубы, который в 1520-м году отправил Панфило по голову некоего Эрнана Кортеса, нагло рванувшего в Мексику. Не сложилось: Нарваэс и его отряд получили по шапкам алебардами, а оставшиеся солдаты примкнули к экспедиции Кортеса – и как показала история, не прогадали с выбором стороны.

Тем не менее, Нарваэс смог прибиться ко двору Карла V и получить от него разрешение на завоевание того, что ныне известно как штат Флорида. Убедив его, что золотых королевств с индейцами еще пруд пруди, а колонизировать новые земли нужно, Панфило получил пять кораблей, 600 человек и все необходимое, а заодно пафосный титул «Губернатор Флориды, Рио-де Пальмас и реки Святого Духа» (который сам и придумал). Корабли без всяких происшествий прибыли на остров Эспаньола и простояли там 45 дней, готовясь к долгому походу.

А вот тут начались проблемы. За это время экспедиция сократилась на 150 человек – они разбежались, наслушавшись историй от местных испанцев. Затем в море разразился лютый шторм, когда Нарваэс направил на соседний остров Тринидад корабли за припасами. Каравеллы потонули в море, а с ними еще 70 человек. Понятное дело, популярности экспедиции это не добавило, но Нарваэс не сдавался: упрямый был персонаж. Его экспедиция, переждав штормовую зиму 1528 года на Кубе, все же направляется на запланированную точку высадки во Флориде – собственно, Рио-де Пальмас. У Нарваэса при себе 400 человек, 4 каравеллы и одна бригантина, 80 лошадей – все потерянное во время шторма он докупил уже на месте.

Я уже писал, что Панфило был крайне упрямым и заносчивым типом? Так вот, в людях он тоже не особенно хорошо разбирался, наняв в лоцманы местного Сусанина, который за время путешествия несколько раз загоняет корабли на мель. Но тем не менее, с грехом пополам, через штормы, через грозы, потрепанная флотилия добирается… и нет, не до Рио де Пальмас. До Тампы! Чтобы вы понимали, Тампа вообще находится на противоположном берегу Флориды, и там еще толком никто не бывал, так что территория там дикая и неосвоенная. И, к сожалению, никаких золотых городов горе-конкистадоры там не обнаружили – так, пара нищих лачуг, где обитают индейцы, у которых даже выменять на продажу нечего, не то что грабить.

Но Нарваэс не сдается. От местных он узнает, что дальше есть возможность найти действительно богатое поселение. Нужно только пересечь опасные и непроходимые джунгли, всего-то. Несмотря на просьбы личного состава остановиться и подготовиться получше, Нарваэс решает высадить 300 человек и 42 лошади (сколько осталось), и отправиться на исследование суши.

Начались проблемы с продовольствием. И с жарой. И с джунглями. И с индейцами, которые, заметно осмелев на родной земле, начали совершать партизанские рейды на озверевших от голода и болезней испанцев. От лошадей, как и от аркебуз, в лесной чаще толку было немного. И так, с криками и матами, вскоре испанцы находят первые следы цивилизации – несколько ящиков с тем, что осталось от предыдущей экспедиции. Но знаменитое богатое поселение Нарваэс тоже нашел – оно принадлежало племени аппалачей, и от нищих лачуг на берегу Тампы отличалось лишь тем, что таких лачуг здесь было много. Но хотя бы у них была кукуруза, так что, перебив местных, экспедиция просидела в деревне целый месяц, питаясь чем придется, пока Нарваэс ждал разведчиков, вернувшихся обратно за кораблями. Разведчики вернулись, но вот корабли экспедицию так и не дождались, уплыв в Мексику.

И вот тут все понимают – это конец. Надо добираться своим путем. Но как? Нарваэс решает – будем строить корабли сами. Правда, у нас нет корабела, плотников, инструментов, материалов и остального. Но зато есть испанская смекалочка. Пилы, топоры, мечи и личное оружие идет в качестве инструмента. Аркебузы и конская сбруя идет на переплавку под какие-никакие, но гвозди. Доски и столбы делаются из дерева, кожа, веревки и канаты – из оставшихся лошадей.

Вот так, впроголодь, под постоянными атаками, испанцам удается построить пять судов по 30 футов длинной – и это всего за 16 дней. 245 человек погружаются по 40-50 тел на каждое судно. С ними же отправляется и последний, оставшийся в живых конь – дабы губернатор не терял морального облика в пешем виде.

У испанцев не было никакой возможности проверить навигацию, да они и не надеялись больше увидеть Мексику. Они сплавлялись на своих лодчонках по устью тогда еще неизвестной Миссиссипи, чье бешеное течение вскоре дало о себе знать: два каноэ бесследно исчезли, а оставшиеся три мотало из стороны в сторону, пока к берегу не прибилась лишь одна. Лодка Нарваэса затонула вместе с бравым губернатором – поговаривают, по вине его же лошади, которую он взял на борт.

Но что же случилось потом? Патруль испанцев, обходивший восточный берег мексиканского штата Сонора, встречает трех грязных, оборванных, но – испанцев, не считая мавра-раба. Это все, что осталось от экспедиции Панфило Нарваэса. Кабес де Бака, Дорантес и Кастильо (и мавр Эстебан) – эта четверка прошла немаленький путь от Флориды до Соноры. Они попадали в плен дакотам, стали известными знахарями племени чорукко, наладили среди местных туземцев мирные отношения и приторговывали чем придется. Их путешествие завершилось лишь в 1536 году, после чего пути всей четверки разошлись. Кабес де Бака стал известным конкистадором, исследователем Южной Америки, получившим губернаторство над Парагваем. Дорантес и Кастильо остались в Мексике и разбогатели на воспоминаниях, а мавр Эстебан получил свободу и зарабатывал проводником по Флориде до 1539 года, пока не погиб в стычке с индейцами.

А что Нарваэс? Ну, в итоге статус исследователя Флориды получил куда более удачливый исследователь Флориды – Эрнан де Сото, который составил более-менее известную карту, основываясь на показаниях выжившей четверки. Хотя и он тоже там умер. В общем, поход Нарваэса было трудно переоценить, и как показывает история, испанцы тоже не особо учились на чужих ошибках.

Автор: Глеб Любельский

Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2