В феврале 2020 года в международные СМИ попал секретный доклад Центрального разведывательного управления Соединенных Штатов, дополненный совместным расследованием журналистов газеты The Washington Post, немецкого телеканала ZDF и швейцарского телеканала SRF. Оказалось, что американские и немецкие спецслужбы на протяжении нескольких десятилетий имели возможность с помощью шифровальных машин швейцарской компании Crypto AG прослушивать правительственные переговоры более чем ста стран мира.
Все началось с небольшой сумки, с которой будущий основатель компании Crypto AG, уроженец России Борис Хагелин, появился в США. Это случилось после того, как нацисты оккупировали Норвегию, а до этого семье Бориса Хагелина пришлось бежать от большевиков в Швецию.
Помещавшаяся в сумке шифровальная машина выглядела как музыкальная шкатулка с удобной рукояткой на боку; только вместо музыкальных пластинок внутри металлического корпуса находилась система зубчатых колес. Машина имела название M-209 и идеально подходила для переноски. Не удивительно, что Хагелин сразу же получил заказы от военного ведомства США. В течение последующих десятилетий Crypto AG стала «доминирующим производителем устройств шифрования, перемещая волны технологий от механических устройств до электронных схем и, наконец, кремниевых чипов и программного обеспечения». Швейцарская компания заработала миллионы долларов, продавая оборудование более чем 120 странам.
В начале 1960-х годов была достигнута договоренность между ЦРУ и Борисом Хагелиным в том, что он не будет поставлять свое оборудование в страны, внесенные американскими спецслужбами в секретный список. Потеря дохода компенсировалась первоначальным взносом в сумме 700 000 долларов. С 1960 года ЦРУ выплачивало компании Хагелина 70 000 долларов в год: на языке разведки это была классическая «операция отказа», разработанная для предотвращения приобретения противником уникального оружия или технологий.
Дальше — больше. Никто из клиентов компании Crypto AG не знал, как пишет The Washington Post, «что Crypto AG является тайной собственностью ЦРУ в секретном партнерстве с западногерманской разведкой. Эти шпионские агентства установили в шифровальные машины, используемые многими странами для отправки зашифрованных сообщений, такие устройства, с помощью которых можно было легко взломать секретные коды».
ОПЕРАЦИЯ «РУБИКОН»
В докладе ЦРУ указываются имена и фамилии сотрудников, которые руководили программой, носящей первоначально название Thesaurus, а с 1980 года — Rubicon, и руководителей компании, которым было поручено ее выполнение. В нем раскрываются конфликты между участниками (о которых будет сказано ниже) и приводится циничная цитата: «Иностранные правительства платили хорошие деньги США и Западной Германии за привилегию, чтобы их самые секретные сообщения читали по крайней мере две (и, возможно, целых пять или шесть) зарубежные страны».
Так, например, во время Фолклендской войны агенты ЦРУ передавали разведданные о вооруженных силах Аргентины в Великобританию. Используя Crypto, Соединенные Штаты контролировали иранское руководство во время очередного кризиса.
Составители доклада ЦРУ признаются, что «главные противники Америки, включая Советский Союз и Китай, никогда не были клиентами Crypto. Их обоснованные подозрения в связях компании с Западом оградили их от разоблачения». Доклад заключается фразой: «Это был разведывательный переворот века».
В немецкой прессе в приведенные выше данные вносятся существенные дополнения. В 1970 году основатель компании Crypto AG Борис Хагелин подал в отставку. В связи с этим он предложил ЦРУ и Федеральной разведывательной службе Германии выкупить его контору.
Тогдашний руководитель ведомства федерального канцлера и министр по особым поручениям Федеративной Республики Германии (с 1969 по 1972 год) Хорст Эмке дал зеленый свет соглашению. Скорее всего, этот весьма осведомленный человек прекрасно представлял себе возможности, которые открывались перед Федеральной разведывательной службой. Ведь компания Crypto AG имела возможность создавать такие программы уязвимости в системе безопасности своих шифровальных машин, которые можно было расшифровать с помощью известных кодов. Тут уж, как говорится, «мы за ценой не постоим»: каждая сторона терпела затраты в размере половины покупной цены в 8,5 миллиона долларов.
Создавала ли компания подобный неполноценный продукт до продажи или только по требованию ЦРУ, не знает никто. Но после приобретения этой компании службами разведки США и ФРГ она стала выпускать два вида шифровальных машин: один вид с неуязвимой системой защиты, второй вид — с системой, которую можно взломать. А уж кому какой вид продукции продавать, ежу понятно, решали ее хозяева.
КАК ЗАРАБОТАТЬ НА АФЕРЕ?
Так небольшой городок Штайнхаузен с 10 000 жителей в швейцарском кантоне Цуг, где располагалось производство шифровальных машин и офис компании Crypto AG, стал скрытым центром мировой аферы. Скрытым потому, что собственность компании Crypto AG при покупке-продаже была умело завуалирована через трастовую компанию в Лихтенштейне. А разведки США и ФРГ имели теперь возможность перехватывать и расшифровывать с помощью встроенных в шифровальные машины специальных программ дипломатические и военные сообщения в европейских странах и странах третьего мира.
При этом разногласия между партнерами по дешифровке чужих донесений были достаточно серьезные. Согласно одному из немецких документов, попавших в руки журналистов, партнеры вплоть до самого последнего времени продолжали спорить о том, кто же должен получить доступ к встраиваемым в шифровальные машины программам защиты и безопасности. Немецкая разведка не хотела, чтобы за ними шпионили другие страны, а американцы стремились следить и за союзниками тоже.
При этом оборот Crypto AG с 15 миллионов швейцарских франков в 1970 году превысил 51 миллион швейцарских франков в 1975 году.
В число более чем 130 стран, бывших клиентами компании, на Ближнем Востоке входили Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Сирия, Иордания, Кувейт, Ливан, Оман, Катар и Объединенные Арабские Эмираты; на Африканском континенте — Египет, Алжир, Ливия, Марокко, Тунис, Эфиопия, Берег Слоновой Кости, Нигерия, Танзания и страны Южной Африки; в Южной Америке мониторинг велся по переписке Аргентины, Чили, Бразилии, Колумбии, Мексики, Перу, Уругвая и Венесуэлы; на Дальнем Востоке американцы и немцы шпионили за Индией, Пакистаном, Бангладеш, Бирмой, Филиппинами, Малайзией, Маврикием, Таиландом, Японией, Южной Кореей и Индонезией. Не ускользнули от внимания разведок США и ФРГ страны Евросоюза и НАТО: Ирландия, Испания, Италия и Турция. Подслушивали и расшифровывали даже сообщения Ватикана, который полагался на предположительно нейтральную компанию Crypto AG нейтральной Швейцарии. Именно благодаря расшифровке сообщений Святого престола ЦРУ узнало, что правитель Панамы Мануэль Норьега, обвиненный в торговле наркотиками, скрывается в посольстве Ватикана в Панама-Сити.
КОГДА РИСК СЛИШКОМ ВЕЛИК
Немецкая разведка в конце концов пришла к выводу, что риск разоблачения слишком велик, и вышла из операции Rubicon в начале 1990-х годов. ЦРУ выкупило немецкую долю и продолжило шпионскую деятельность вплоть до 2018 года, когда, по словам нынешних и бывших чиновников, были распроданы активы компании Crypto AG.
Собирая сведения для своего отчета, журналисты обращались к официальным лицам США, ФРГ и Швейцарии. Реакция была различной. Андреас Линде, председатель новой швейцарской компании, которая теперь владеет правами на международные продукты и бизнес бывшей Crypto AG, сказал, что до скандала он ничего не знал об отношениях компании с немецкой и американской разведслужбами.
«У нас в Crypto International никогда не было никаких отношений со спецслужбами США и ФРГ, и, пожалуйста, процитируйте меня, — сказал он в интервью. — Если то, что вы говорите, верно, то я чувствую себя абсолютно преданным, и моя семья чувствует себя преданной, и я чувствую, что будет много сотрудников, которые будут чувствовать себя преданными так же, как и наши клиенты».
Бывший координатор работы немецких спецслужб от Федеральной канцелярии Бернд Шмидбауэр сказал журналистам телеканала ZDF, что такие взаимоотношения между спецслужбами США и ФРГ закончились в 1993 году; при этом добавил буквально следующее: «Наши действия, безусловно, способствовали тому, что мир стал немного безопаснее».
Депутат бундестага от Свободной демократической партии Стефана Томае интересовался, какие суммы, полученные от этой операции, могли пойти в теневой бюджет германской разведки и на что эти деньги могли быть израсходованы.
Пресс-секретарь Федерального правительства Штеффен Зайберт на запросы журналистов ответил, что все сообщения были «приняты к сведению» и что он, как правило, не занимает публичной позиции по вопросам, касающимся оперативной работы.
Правительство Швейцарии намерено провести всестороннюю проверку имеющейся информации. Швейцарский Федеральный совет поручил федеральному судье Никлаусу Оберхольцеру разъяснить вскрывшиеся факты аферы и отчитаться до конца текущего года (по другой информации, приблизительно к концу июня 2020 года). А Министерство экономики Швейцарии временно приостановило действие экспортной лицензии, выданной компании Crypto AG.
«Секретные материалы 20 века». Виктор Фишман, журналист. Мюнхен