Умение следовать инструкции - одно из важнейших умений, которое нужно ребенку в школе. Потому что буквально на каждом уроке - независимо от предмета - ребенок это умение задействует.
Формируется оно, начиная с дошкольного возраста. Но даже не все первоклассники им хорошо владеют.
Казалось бы - ну чего проще? Слушай, что учитель говорит, и выполняй.
Но в реальности для ребенка в младших классах это достаточно сложно. Вы бы видели первоклассников в первые недели обучения! Учитель, например, говорит: отступаем четыре клеточки вниз и ставим цифру один. И, вы думаете, все отступают и ставят? Нет! Эти зайчата с ушками на макушках тут же начинают крутиться, вертеться, заглядывать по чужим тетрадям и спрашивать «кого?» и «куда?» А так как никто особенно не понял, кого и куда, ушки поворачиваются обратно к учителю: «А повториииите, пожаааалуйста!»
Сегодня хочу познакомить вас с замечательной методикой. Которая тренирует умение следовать инструкции учителя.
Ее многие знают, потому что она входит в пособия по подготовке к школе и в некоторые учебники. Я даже в детских журналах ее периодически встречаю, что меня очень радует. Учителя ею пользуются очень часто. По крайней мере, когда мне нужно продиагностировать кого-то из детей и я предлагаю ему эту методику, очень многие детки отвечают: «О, я это знаю! Мы часто такое делаем!» Что тоже, конечно, очень меня радует.
Психологи знают методику как графический диктант Д.Б. Эльконина. Даниил Борисович Эльконин - крупнейший советский психолог, и сам, кстати, работал учителем младших классов. В результате чего, видимо, и создал эту методику. Что только подтверждает то, насколько она полезна.
Конечно, в первую очередь это диагностическая методика, и у психологов достаточно строгая процедура ее проведения.
Но если использовать ее в качестве тренировки, то лучше все представить в виде игры. А нужен для этой игры только тетрадный лист в клеточку и карандаш.
Все очень просто. Рисуем точку в начале строки, и говорим ребенку: «Поставь карандаш на точку и начинай чертить, как я говорю: одна клетка вправо, две клетки вниз, три клетки вверх..» и т.д.
Если ребенок хорошо справляется, говорим: а теперь продолжи этот узор сам до конца строчки. Если справляется не очень, просто диктуем до конца строчки.
Дети любят такие упражнения. Обычно, если учителя часто дают такие задания первоклассникам, и они их знают и умеют выполнять, в классе всегда радостное оживление перед выполнением.
И, кроме того, вместе с тренировкой умения следовать инструкции, это хорошая тренировка (и показатель развития) пространственного мышления. Часто детки начинают буксовать при выполнении этой методики, если у них не развито пространственное мышление. Ну, то есть они до сих пор не очень усвоили «право»-«лево».
Если видите, что ребенок при выполнении испытывает в этом трудности, посмотрите мой недавний пост про «отзеркаливание» букв. Там я приводила упражнения по тренировке пространственного мышления. В этом случае они тоже отлично подойдут!