На самом деле, поощрение хорошо работающего педагога, идея хорошая. Но, как и многое в нашей стране, соответствует знаменитому выражению: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Но зло кроется не в самих доплатах. Я не против денежного поощрения, но я не согласна с существующим, по крайней мере, в нашей школе механизмом их распределения. Сейчас постараюсь объяснить свою точку зрения и высказать то, что давно уже накипело.
Итак. Опять настал тот час, когда нужно собирать очередную папку на доплаты за качество работы. Для меня, то еще испытание. Раз в полугодие педагог собирает в заветную папочку, сулящую значительную прибавку к жалованию бедного учителя, в которую должен собрать доказательство того, «что он не верблюд», а значит, достоин получить доплаты за качество своей работы. (Благо, хоть раз в полгода, знаю школы, где этот процесс ежемесячный. Кошмар!)
Далее начинается настоящая «ярмарка тщеславия». Даже по внешнему виду папок понятно, кто на что горазд. У одних все достижения профессиональной деятельности умещаются в один файл, а у кого-то папки толщиной в 3 см. Те, которые поскромнее, следуют строго оценочному листу и лишних бумаг не прикладывают. Берут, так сказать качеством. Другие же, для придания важности своим достижениям, готовы впихнуть туда все, что можно, нужное и не нужное, и стараются взять уже количеством. Сделал шаг вправо – приложи бумажку, влево – еще одну.
Но даже когда ты, скрепя сердце, преступил черту тщеславия и, все же, собрал требуемые доказательства, не факт, что тебе начислят доплаты за все приложенные документы. Существует специально созданная комиссия, которая под микроскопом будет изучать твои талмуды и решать, за что тебе заплатить, а за что – нет. И самое интересное, что ты никогда не узнаешь, что вошло в оплату. Потому как результаты нигде не разглашаются(коммерческая тайна), и даже лично ты сам, вряд ли сможешь взять свою папку, дабы увидеть результаты заседания комиссии.
Не буду даже писать критерии, за что положены доплаты. Могу сказать одно, что из порядка 30 пунктов, я например, как и все учителя могу заполнить только три(они для всех, но у каждого свое) и еще два конкретно по предмету(предметные достижения обучающихся). Не знаю, как у других учителей, может и так же. Для кого-то же написаны эти пункты, в конце концов.
И даже когда тебе все же начислят баллы, то не известно, сколько и когда они приобретут денежный эквивалент. Все зависит от того, сколько для этих целей денежных средств выделят на вашу школу. От этого и будет рассчитана стоимость каждого заработанного балла. Это может быть как разовая выплата, так и разбитая на несколько месяцев доплата(что бывает реже).
Бытует мнение, что количество наших доплат за качество соответствует размеру недостающей суммы к заработной плате педагога до средней по региону. Судя по своим доплатам, склонна этому верить. С доплатами за качество я как раз вписываюсь в среднюю зарплату.
Не подумайте, что я возмущаюсь, потому что мало имею доплат. Поверьте, достаточно.
Суть в другом. Самое большое зло от таких доплат – отношения между педагогами. Они, увы, уже не те, то были раньше. Сейчас все стало измеряться деньгами. Все чаще стало слышно фразу: «Мне за это не платят!» Сама так иногда говорю. Но, раньше мы работали все вместе, потому, что платили всем одинаково, и не считались это мои дети, или не мои. Раньше они все были наши «школьные». Теперь только те, которых я учу, и не добавляйте чужих, что мне с них.
Каждый теперь пытается что-то урвать, «тянуть одеяло на себя». Чем больше натяну, тем больше получу. А если не смогу натянуть или урвать, то придется делиться, а делиться то не очень хочется.
Печально все это. Деньги портят отношения даже в школе между учителями.
А в вашей школе по-другому? Поделитесь в комментариях.