История одного парфюмера: Франсис Кюркджян
Iris Nobile, Dior, Jean-Paul Gaultier, Louis Vuitton… Maison Francis Kurkdjian – те бренды с кем и на кого работал Франсис Кюркджян. Культовый армянский парфюмер известен своими ароматами на весь мир, чего стоит только Baccarat Rouge 540.
С раннего детства Кюркджян увлекался искусством: играл на фортепиано и мечтал о балете. Правда, родители видели будущее мальчика в церковном хоре.
Его мечты о будущем в балете не смогли воплотиться – он провалил экзамены в Парижскую школу танцев. Франсис долго не мог признать этот факт. По воспоминаниям, он винил неудобную сцену, правда, со временем он признал, что был посредственным танцовщиком и вряд ли бы достиг чего-то большего, чем роль «девятого лебедя в пятом ряду». Он пробовал себя в роли кутюрье, это увлечение также не переросло в что-то большее. Со временем любопытство, после нескольких «промахов», привело его в искусство парфюмерии.
Он поступает в версальскую школу парфюмеров ISIPCA (Institut Supérieur International du Parfum, de la Cosmétique et de l’Aromatique Alimentaire), после чего начинает сотрудничество с ведущими домами парфюмерии. Только в 1995 году он создает свой первый мужской аромат «Le male» для Жан-Поля Готье. Кстати, тогда Кюркджян было 25 лет. Франсис сразу произвел настоящий фурор, мгновенная слава возносит его на вершину парфюмерного олимпа. Он не останавливается на достигнутом и еще больше укрепляет свой успех другими бестселлерами, включая ароматы Нарцисо Родригеса для нее, Iris Nobile из Acqua di Parma и Eau Noire от Dior.
На некоторое время Кюркджян переезжает в Америку, чтобы оттачивать своего мастерство и вскоре создает знаменитый аромат «Green tea» для Элизабет Арден. Чайный аромат обретает невероятную популярность и вместе с тем порождает «самозванцев». Укрепив репутацию гениального парфюмера, Франсис Кюркджян удостаивается премии Prix François Coty. Если простым языком, то это настоящий парфюмерный Оскар.
Только в 2009 году в Париже открылся бутик Maison Francis Kurkdjian. Франсис начинает заниматься не только выпуском ароматов, но и наполняет фонтаны Версаля ароматическими мыльными пузырями, воссоздает духи Марии – Антуанетты…
Талантливый «менеджер» создал своего рода аукцион, на котором каждый мог «купить его нос» для создания персонального аромата. А все началось с того, как одна художница – инсталлятор Софи Калле попросила воспроизвести для нее «запах денег». Такое удовольствие стоило Калле 8000 евро. После – Франсис стал зарабатывать на таких услугах.
Работа над проектом для частного клиента начинается с телефонного звонка. Как утверждает сам парфюмер, на этом этапе ему важно, чтобы не было никаких визуальных воздействий. Во время разговора Франсис изучает человека, расспрашивая его о том, каким запахам он отдает предпочтения, какие воспоминания они вызывают. Так он строит некую «парфюмерную карту», которая будет его направлять. В одном из интервью Кюркджян сказал: «Быть парфюмером – это все равно, что быть волшебником». Парфюмер реализует свое видение чужих эмоций, а это не может не восхищать! Во время работы с клиентами, Френсис сталкивается и с неопределенными пожеланиями – например, ощущение ходьбы по мокрой траве. Кстати, один американский джентльмен попросил маэстро создать запах его Bentley. Независимо от сложности просьбы, Кюркджян работает по одной схеме. Основа его произведения это чувства, эмоции, поэтому для каждых духов он делает заметки с картинками и описанием, как раскадровку. После создания предыстории, он начинает думать над тем, какие ингредиенты нужны для этой композиции.
«К примеру, на создание новых духов Cologne pour le Matin меня воодушевила первая строчка романа Франсуазы Саган под названием «Здравствуй, грусть». Здесь описано пробуждение главной героини, как лучик солнца спускается по ее лицу. Данный отрывок напомнил мне утренние прогулки по саду с родителями, когда мы гуляли босиком по траве»
Второй этап создания духов это личная встреча. На встрече Кюркджян всегда появляется со своей «лабораторией». Французский мастер Фред Пинель изготовил для него 33-фунтовый кожаный пароходный сундук. Мини – лаборатория наполнена пипетками, промокашками, сырьем и эфирными маслами. Затем Франсис занимается реализацией проекта, на это уходит от трех месяцев до года. Во время создания шедевра, он всегда отправляет образцы клиенту, чтобы узнать мнение и внести корректировки, это продолжается до тех пор, пока не будет индивидуальный аромат. Как утверждает сам парфюмер, он проводит тонкую грань между желаниями клиента и между его видением их души. Поскольку он считает, что каждый должен иметь возможность «купить кусочек мечты».
На вопрос, почему в России нет своих парфюмеров? В одном из интервью Франсис ответил: «В России слишком долго считали, что роскошь должна быть иностранного производства, поэтому не испытывали надобности в отечественных парфюмерах». Он часто бывает в России и ему даже удалось выпустить несколько «московских» ароматов. Вдохновившись русским балетом и открытием Большого театра после реконструкции, Кюркджян создал духи «Floralia».
Его бутик выпустил более 40 ароматов, но один из шедевров – Baccarat Rouge 540. Все началось с того, когда знаменитая хрустальная мастерская «Бакарра» сделала заказ у Франсиса. Он придумал аромат «Rouge 540», который вышел к юбилею фабрики.
540- температура, при которой хрусталь при сплавлении с золотом приобретает красный оттенок. Именно с этим связано название аромата.
Через год Кюркджян, переработав формулу, выпускает новые духи Baccarat Rouge 540. Уникальность аромата в том, что каждый, кто услышит его – воспринимает по-своему. Кто-то ощущает сочетание жасмина и смолистой хвои как йод и бинты, кому-то это напоминает жженый карамель. И все же споры вокруг этих духов не стихают до сих пор и доводят до настоящих скандалов.
Кюркджян относится к парфюмерии без пафоса, не любит unisex и ко всему подходит с чувством юмора. Он одинаково воодушевленно подходит к любой работе, как созданию ароматов для миллионеров, так и к парфюмированным кондиционерам для белья. Недавно он продал бутик корпорации LVMH (Louis Vuitton Moet Hennessy), но продолжает сотрудничать с ними.
«Ты становишься прославленным, когда твой успех постоянен. Одни удачные духи – это случайность. Когда ты делаешь достойную работу постоянно, ты можешь признать, что ты хорош в своей работе»
Ани САРГСЯН, специально для Объединения армян России
Редактор: Леонна Малхасян