С момента остановки полётных программ на Хайнань из российских регионов из-за коронавируса прошёл месяц. Сейчас уже понятно, что зимние программы на китайский остров досрочно завершены, а летние – под большим вопросом. Региональный рынок замер в ожидании – в настоящий момент у агентов нет чёткого понимания, как будет развиваться ситуация с возвратом средств туристам, в первую очередь, от туроператора «РУСЬ-ТУР», выполнявшего рейсы из восьми городов Сибири и Дальнего Востока. Ситуацию усугубляет тот факт, что «РУСЬ-ТУР», по сути, являлся оператором одного направления и, в отличие от коллег по цеху, пока не может предложить туристам адекватной замены отдыха на Хайнане.
Алгоритм взаимодействия с оператором по аннуляции туров, по информации, полученной STI от турфирм, выглядит примерно одинаково:
- аннуляция от агента; подписание трёхстороннего соглашения, в соответствии с которым «ООО «Русь-Тур» обязуется в течение 7 рабочих дней перечислить ООО «______» (турагенту – STI) возврат денежных средств в размере 50% от полученной оплаты»;
- оставшиеся средства в размере 50%, в соответствии с соглашением, туроператор зачисляет на депозит с указанием данных конкретного туриста и номера заявки, средства могут быть использованы на бронирование «туров в Китай у ООО «Русь-Тур»» или «возвращены в течение трёх месяцев со дня получения подтверждения заявления на возврат»;
- ожидание возврата средств.
На практике ситуация выглядит несколько иначе. Во-первых, сообщают агенты, «РУСЬ-ТУР» сразу фиксирует сумму за вычетом собственных операционных расходов (ФПР) в размере 10%. При этом, не все туристы готовы с этим согласиться.
«Мы аннулировали заявку у «Русь-Тура». Вылет был 19 марта. С нас удержали 10 % ФПР, - рассказала корреспонденту STI Оксана Сержанова, директор новосибирского турагентства «Скарлетт». - Деньги уже месяц не возвращают. Перебронировать у них не на что. Претензию туристы им написали, что незаконно ФПР удержали. Ответа тоже нет никакого». Эксперты уточняют, что, если турист решит обратиться в суд, туроператор должен будет документально подтвердить удержанные ФПР.
В целом все истории похожи друг на друга, за исключением нюансов: «клиенты относятся с пониманием»; «туристы должны на каникулы с ребенком улететь обязательно, а денег на второй тур нет»; «конечно, (клиенты – STI) судами пугают, деньги требуют, все сообщения от оператора им показываю»; «туристов перебронировала на Вьетнам от другого туроператора, отправила за свой счёт! ... надеюсь всё же вернуть денежные средства».
Случаи возврата средств, подтверждают агенты, тоже зафиксированы. «Русь-Тур» вернули деньги по одной заявке, по остальным подписали трёхстороннее допсоглашение о возврате 50 процентов в течение семи рабочих дней, и остатка - в течение трёх месяцев, - на условиях анонимности поделилась информацией представитель новосибирской турфирмы. - Прошло, правда, уже две недели, возврата 50% ещё нет».
Есть прецеденты, когда туристы согласны с долгой «заморозкой» денежных средств на счету туроператора. «Русь-Тур» нам уже выслал на одного из туристов трёхстороннее соглашение, то есть туристы согласились заморозить средства, - рассказала STI Жанна Четверикова, директор новосибирской компании «Академия туризма». - По факту сумма 100 тысяч, они согласились, что эти деньги лежат у «Русь-Тура», и как только (ситуация – STI) разъяснится, они либо в Китай (поедут – STI), но в другие даты, либо выберут другое направление».
Несмотря на вполне понятную нервозность, вызванную задержками выплат, агенты в целом считают ситуацию рабочей и готовы оставаться в диалоге с туроператором. Десять дней назад «РУСЬ-ТУР» обратился к агентам с письмом, в котором объяснил свою позицию. «Мы… со своей стороны прорабатываем все возможные варианты для разрешения данной форс-мажорной ситуации, в которой мы оказались с вами не по своей воле… - говорится в сообщении туроператора. – …Также на данный момент мы прорабатываем вариант открытия нового направления, которое будет предложено в ближайшее время, как альтернатива для перебронирования». Прямо сейчас, по данным «Академии туризма», можно сделать перебронирование тура в ОАЭ, Индонезию, на Филиппины, Шри-Ланку или на экскурсионный тур в Стамбул. «Да, это не очень удобно - из Москвы, но это вариант, когда можно свои деньги таким образом освоить, - добавляет Жанна Четверикова. - Возврат не известно, когда будет, а здесь бронируешь, летишь и отдыхаешь».
Напомним, что, по данным РИАЦ STI, на долю «РУСЬ-ТУР» приходилось две трети (более 46 тысяч) от общего объёма прямой перевозки на Хайнань, заявленной в регионах Сибири и Дальнего Востока. Туроператор выполнял полётные программы из 8 городов, в общей сложности – до 11 рейсов в неделю. Максимальный недельный объём трафика в Санью на рейсах Nord Star, авиакомпании, обслуживающей программы «РУСЬ-ТУР», мог достигать цифры в 1890 пассажиров. Следовательно, только в рамках зимнего расписания максимальное количество отменённых туров туроператора в регионах Восточной России определяется цифрой в 17 тысяч человек.
В то же время простые подсчёты показывают, что, исходя из минимальной оценки среднего чека в 30 тысяч рублей, финансового обеспечения ООО «РУСЬ-ТУР» в 50 млн рублей, застрахованного страховой компанией «Согласие», будет достаточно для полной компенсации затрат 1,7 тысяч туристов.
Редакция «Сибирского туристического портала» продолжает следить за ситуацией и, в частности, ожидает ответ на официальный запрос, направленный в PR-службу компании «РУСЬ-ТУР». 27 февраля будут подведены итоги голосования на «Сибирском туристическом портале», участники которого определяют оптимальный вариант компенсации туристам за отменённые поездки на Хайнань.
Фото: 123ru.net
Вам интересны актуальные новости и аналитические обзоры туррынка?
Подписывайтесь на наш канал!