192-193 годы. Римская империя
За несколько дней до нового года (193-го) лицами из ближайшего окружения императора - префектом претория Летом, главным спальником Эклетом, любовницей Марцией - был убит правитель империи Коммод Антонин (1).
Убийцы обманом вывезли тело убитого в загородный дом, так как опасались мести телохранителей покойного и воинов римского гарнизона, если те узнают о гибели их кумира.
Детей у убитого не было, потому сразу же встал вопрос о преемнике. Лет и Эклет пришли к выводу, что самое надежное – это передать власть Гельвидию Пертинаксу, последнему живому другу покойного императора Марка Аврелия (2), которого любили и народ и воины.
Престарелый Гельвидий Пертинакс уцелел лишь потому, что был беден, и Коммод не считал его опасным для себя. Прочих друзей Марка Аврелия убили всех.
Той же ночью, когда был убит Коммод, Лет и Эклет явились к Пертинаксу и уговорили его взять власть, а чтобы он не колебался, отвезли в военный лагерь, где стояли легионы, входившие в состав римского гарнизона. Ветераны, помнившие еще времена Марка Аврелия, поддержали Пертинакса, а за ним его провозгласили императором и прочие легионеры.
Утром ликовал почти весь Рим. Своими выходками Коммод так досадил римлянам, что горожане праздновали его смерть, а когда еще узнали, что на троне друг Марка Аврелия, радости не было границ.
Гельвидий Пертинакс был человеком честным и порядочным, во многом последователем римских порядков времен Ранней Республики, а потому начал свое правление с резкого ограничения трат на различные гульбища и праздники, принялся преследовать расточителей и казнокрадов, восстанавливать дисциплину в гарнизоне Рима и среди телохранителей императора.
И если сенаторы и народ с радостью восприняли новые указы и законы, которые издавал Пертинакс, и которые резко ограничили произвол воинов и наглость чиновников, то среди воинов претория и бывших телохранителей Коммода – деятельность нового императора вызывала злобу и ненависть.
Во-первых, воинам запретили ходить по Риму с дубинками и бить тех прохожих, которые по разным причинам не понравились воинам; во-вторых, грабить и своевольничать (на эти их выходки закрывали глаза при Коммоде); в-третьих, проводить время в попойках и распутстве, вместо того, чтобы совершенствоваться в военном деле; и т.д.
Потому бывшие телохранители Коммода договорились между собой убить Пертинакса и отдать власть самому богатому из римлян, то есть, тому, кто даст им больше всех денег.
На народ они смотрели как на рабское быдло, ни на что не способное. Что касается прочих земель империи, то все привыкли, что там спокойно относятся к тому, что происходит в Риме, лишь бы их это не затрагивало непосредственно.
В один из дней воины врываются в императорский дворец и убивают Пертинкса, который смело вышел к ним навстречу, надеясь образумить заговорщиков. После этого убийцы возвращаются в свой воинский лагерь и ждут, кто больше предложит, чтобы провозгласить его императором.
Народ и сенат в шоке. Богачи и патриции начинают прятаться. Положение спасает Дидий Юлиан, бывший консул, привыкший к разгульной жизни. Он прямо с пира, будучи пьяным, отправляется в лагерь телохранителей и обещает им золотые горы, если его провозгласят императором.
Телохранители провозглашают Дидия Юлиана императором. Их поддерживают легионеры гарнизона.
Дидий Юлиан вселяется в императорский дворец и продолжает жить в свое удовольствие, в попойках и наслаждениях, почти не занимаясь государственными делами.
Денег у него не оказалось, и воины быстро выяснили, что их надули. Но так как им не мешали вести прежнюю жизнь, к которой они привыкли при Коммоде, а также грабить, то они хоть и презирали Дидия Юлиана, но терпели его. Народ возненавидел Дидия за возврат порядков времен Коммода. Часть сенаторов стали распускать слухи, что в императоры надо пригласить бывшего консула, проконсула Сирии, Песцения Нигера, под командованием которого находились крупные воинские формирования, стоящие на границе с Парфией. Люди этих сенаторов начали вести в пользу Нигера агитацию среди простых римлян и части воинов гарнизона. К Нигеру послали гонцов с сообщением, что народ Рима хочет его в императоры.
Песцений Нигер обрадовался предложению и на празднике в Антиохии был провозглашен императором, как народом, так и легионами. Весть об этом всколыхнула восток и соседние правители и цари начали направлять поздравления Нигеру с восшествием на трон Римской империи.
Когда вести о провозглашении Песцения Нигера императором дошли до Рима, Дидий Юлиан был перепуган, народ радовался, воины – убийцы Пертинакса особо не тревожились, уверенные, что найдут общий язык и с новым императором.
А потому, громом среди ясного неба для всех стало известие, что легионы Паннонии и Иллирии, стоящие на границе с германцами и сарматами по Истру (= Дунай) и Рейну, провозгласили императором своего командира – легата Септимия Севера.
Убивая Гельвидия Пертинакса, все как-то забыли, что Пертинакс многие годы командовал легионами Паннонии и оставил среди легионеров и воинов Паннонии и Иллирии самую добрую славу. А потому, когда весть о его убийстве пришла в пограничные лагеря, там возмутились и решили отомстить убийцам, для чего начали собираться в поход на Рим. А чтобы их месть выглядела законно, избрали нового императора из своих – прославленного и сурового военачальника, ливийца по происхождению, Септимия Севера.
Известие испугало заинтересованных лиц, и против Севера объединились все: Дидий Юлиан, сенаторы и патриции, часть народа, убийцы Пертинакса и прочие воины римского гарнизона. К Песцению Нигеру отбыли посланцы с требованием немедленно идти на помощь Риму.
Но все было тщетно.
Быстрыми переходами легионы Севера добрались до Рима прежде, чем Песцений Нигер начал предпринимать хоть какие-то меры по оказанию помощи столице империи.
Когда стало ясно, что Дидий Юлиан трусит вести воинов в бой, а Север вот-вот захватит Рим, все дружно разбежались от императора-пьяницы, а сенат Рима постановил: императора Юлиана убить и признать власть Севера, что и было сделано.
Север вступил в Рим, хитростью разоружил и выгнал без средств существования всех, кто имел хоть малейшее отношение к гибели императора Пертинакса.
Север не стал повторять ошибки Пертинакса, а набрал новых телохранителей и новый гарнизон Рима из преданных ему командиров и воинов.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Источник: Геродиан
1. правил в 180-192 гг.
2. предшественник и отец Коммода, правил в 161-180 гг.
Смотри также: Конец интригана
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Поддержи канал: ставь лайк и подписывайся на наш Дзен или следи за свежими обновлениями в Telegram.
Наш второй канал.
Почта для связи с авторами: Wwise11111994@yandex.ua