В старину гуцулы (жители Карпат) верили, что Ариднык являлся прародителем Карпатских гор и верховным духом Потустороннего мира. Этот персонаж народных верований с давних пор занимал особое место в демонической иерархии. В его подчинении находилась вся местная нечисть, он заведовал погодой. К нему обращались мольфары (колдуны), когда надо было отогнать град или бурю.
В своём романе "Тени забытых предков" украинский писатель Михаил Коцюбинский так передаёт древнюю гуцульскую легенду:
— Сначала не было гор, только вода... Такая вода, словно море без берегов, и бог ходил по воде. Но раз он увидел, что на воде кружится пена. «Кто ты есть?» — спросил. А она говорит: «Не знаю. Живое есмь, а ходить не могу». А это был Ариднык. Бог о нем не знал, ведь Ариднык был, как бог, испокон веку. Дал ему бог руки и ноги, и ходят уже вместе, побратимами. Вот надоело им все по водам ходить, захотел бог землю создать, а достать со дна морского глины не умеет, ведь бог знал все на свете, только ничего не умел. А Ариднык все хорошо умел, да и говорит: «Я бы туда нырнул».— «Ныряй». Вот он нырнул на дно, сгреб в горсть глины, а остальную спрятал в рот, про запас. Взял бог глину, вокруг разбросал. «Больше нет?» — «Нет». Благословил бог эту землю, да и стала она расти. А та, что во рту у сатаны, растет тоже. Растет да растет, уже и рот расперло, нельзя Аридныку дышать, глаза на лоб лезут. «Плюй!» — советует бог. Начал тот плевать, и где плюнет — вырастают горы, одна выше другой, до самого неба доходят. Они бы и небо пробили, если бы бог не остановил их. С тех пор перестали горы расти...
— Ариднык мастер был на все руки, что надумал,— сделал. А бог, если хотел что достать, должен был хитростью выманить у него или украсть. Наделал Ариднык овец, сделал скрипку и играет, а овцы пасутся. Увидел бог, да и выкрал, и уже оба пастушат. Все, что есть на свете — ученость, мудреная штука всякая,— все от него, от сатаны. Где что есть — повозка, лошадь, музыка, мельница или хата,— все выдумал он... А бог только крал да отдавал людям. Так-то...
Раз Аридныку холодно стало, и, чтоб согреться, выдумал он ватру. Пришел бог к ватре и смотрит па огонь. А нечистый уже знает, куда бог смотрит. «Все ты, говорит, у меня украл, а этого не дам». Но видит Ариднык, что бог уже разводит ватру. Так ему стало досадно, что он взял да и плюнул в божую ватру. А из этой слюны и поднялся над огнем дым. Первая ватра была без дыма, чистая, а с тех нор костры дымят...
Эта легенда показывает, что Ариднык неразделен с Богом, так как оба они происходят от одного источника . Ариднык символизирует тёмное начало, призванное уравновесить Свет.
Мудрость и ремёсла произошли от него, именно он дал людям костёр, он создал горы – всё это показывает его высокий культовый статус для жителей Закарпатья.
***
Происхождение
По поводу происхождения этого мифа существуют две основные версии:
По одной из них, ещё в дохристианскую эпоху в сознании горцев Ариднык был высшим из высших, побратимом верховного божества и хозяином Загробного мира. Долгое время христианская церковь пыталась уничтожить этот образ, отождествив Аридныка с дьяволом, из-за этого в народных верованиях смешались языческие заговоры и обряды с библейскими элементами, породив систему двоеверия.
Согласно версии других исследователей, образ могучего противника Бога возник под влиянием христианства. Само же слово Ариднык, по мнению украинского лингвиста Я. Рудницкого, произошло от библейского имени Ирод.
***
Такими были древние гуцульские верования. И, хотя этот древний демон давно утратил свое былое могущество, крестьяне до сих пор не решаются произносить его имя вслух, боясь понапрасну разбудить хозяина гор.