Маркетинговый план одна из важнейших составляющих общего планирования в компании. Он нужен для такого планирования мероприятий компании, чтобы они принесли ей максимальный экономический эффект. Существует много видов маркетинговых планов, имеющих различные виды сложности. Каждая фирма, делающая такой план, составляет его индивидуально для себя. Википедия так определяет маркетинговый план: "Маркетинговый план - одна из важных частей плана компании. Процесс планирования маркетинга должен осуществляться как часть общего процесса планирования и составления бюджета фирмы".
Однако, своими статьями автор обращается к малым и микро предприятиям, которым нет необходимости в сложном планировании. Имейте ввиду, что маркетинговый план может быть в виде списка мероприятий с указанием сроков исполнения, размеров финансирования и ответственного. Поэтому, рассмотрим простейший маркетинговый план. Такой план состоит из четырех частей: товар/услуга, цена, место, продвижение.
1. Опишите товары/услуги которые вы будете продавать на данном рынке. Какую пользу покупателю принесет приобретение этого продукта, какой позитивный результат покупатель получит при этом? Необходимо ясно видеть преимущества ваших товаров/услуг перед конкурентами. Это поможет уверенно вести вам свой бизнес.
2. Цена. Может быть розничной и оптовой. Как вы обосновываете эти цены? На сколько розничная цена может быть выше оптовой? Соответствует ли ваша цена ценам конкурентов? Цена, дополнительно к цене закупки продукта, должна вобрать в себя все ваши затраты по реализации товара/услуги и налоги.
3. Место. Где будут располагаться ваши офисы или торговые точки по реализации товаров/услуг? Будите ли вы продавать через оптовых и/или розничных продавцов, через интернет, почтовые рассылки или использовать иные способы продаж?
4. Продвижение - это деятельность компании по повышению эффективности продаж путем влияния на потребителей, персонал и партнеров. Действия компании направлены на увеличение спроса и поддержание её позитивного имиджа. Очень важна организация процесса взаимодействия от первого контакта с потенциальным покупателем и продавцом до акта покупки товара/услуги. Для малых предприятий продвижение продукта в основном сводится к рекламной деятельности.
План составляется в зависимости от задач компании и внешних условий, сложившихся на рынке. Планирование предполагает отслеживание деятельности конкурентов. У вас в плане должны быть мероприятия обеспечивающие преимущества вашего продукта над конкурентами как минимум по трем элементам. Например, скидки, гарантии, доставка и т. п.
Впишите в план мероприятия по снижению цены товаров/услуг. Стремитесь, чтобы ваша цена была не выше самой низкой цены конкурентов. Поэтому, регулярно отслеживайте цены конкурентов. Если же ваша цена выше, чем у конкурентов, то предложите дополнительные услуги или покиньте место, где сложилась более низкая цена. Попробуйте поменять поставщика.
Место продажи товара или оказание услуги должно быть наиболее "проходным" для потенциальных покупателей. Для рекламы важны её стоимость и эффективность. Сделайте постоянной подачу рекламы, заложив процент расходов на неё от объема продаж. Планируйте рекламные мероприятия.
Постоянно разрабатывайте мероприятия по вышеуказанным четырем частям плана. Контролируйте результаты уже исполняемых мероприятий и отказывайтесь от мало эффективных. Маркетинговый план - это постоянно меняющаяся комбинация его частей. Условия рынка могут потребовать изменение цены, места продажи и методов продвижения продукта. Может потребоваться добавление новых товаров и услуг или совершенствование уже существующих. Иногда, избавление от имеющихся продуктов. Планировать - это значит пытаться создать свой успех!