Очерк был напечатан в № 1 журнала «Охотничьи собаки» за 2000 год.
Начало лета 1999 года. Младшая дочь 6 июня отмечает своё восемнадцатилетие. Но без нас. Мы с женой едем на Рязанщину…
На этот раз позвала меня самая старая из моих “любовей” — легавые собаки. И более того — пойнтера. А началась она давно, более двадцати лет назад, когда после многих лет охоты самотопом, завёл я курцхаара. Где-то в ту пору, ещё достаточно “зелёным” легашатником, удалось мне выехать на несколько дней в Белоомут. Там я и столкнулся впервые с пойнтерами.
Заведовал тогда испытательной станцией Семён Исаевич Кремер. И у него был молодой, но подающий надежды будущий чемпион Капур. На базе обитал в это время и известный пойнтерист И.Н. Найдёнов. Правду сказать, поначалу пойнтера меня не впечатлили. Больше понравились ирландские сеттера и дружная компания ирландистов, по традиции оккупировавшая Каданок.
Готовя собаку к испытаниям, я, забираясь подальше от базы, целыми днями топтал заливные луга. Остановились мы с Одой как-то раз передохнуть. Светило майское солнце; дул лёгкий и ровный ветер; потрескивали пролетающие чирки-трескунки… Рай для легашатника! Однако вскоре наше одиночество было нарушено Найдёновым с двумя чёрными пойнтерами. Одного он вёл на поводке, а второй работал. Чёрный, изящный, стремительный пойнтер, высоко держа голову, красиво ходил правильными широкими параллелями, делая картинные потяжки и стойки. Изысканный, строгий окрас и страстные, лёгкие движения собаки восхищали. Это зрелище поразило моё воображение и пробудило интерес к пойнтерам вообще и к чёрным в частности. И они навсегда стали предметом моего особого внимания и на выставках, и на испытаниях, и на охотах…
Прошло много лет. И вот мы с женой едем на Межрегиональные состязания пойнтеров по перепелу на призы Центрального Пойнтер-Клуба. Они должны проходить в пойме реки Оки в угодьях Солотча, что недалеко от Романцево, где жил и охотился известный в прошлом заводчик жёлто-пегих пойнтеров Ланской А.А.. Проводит их недавно созданный Центральный Пойнтер-Клуб при участии Рязанского Областного Общества Охотников и Рыболовов.
Пролетев двадцать километров от Рязани по первоклассному шоссе, миновав посёлок Солотча с его древним монастырём и проковыляв последние семь километров просёлком вдоль старицы Оки, наша машина вскарабкалась на холм к расположившейся на опушке соснового бора охотничьей базе. Мы вышли отдышаться и оглядеться. С высоты холма нашим глазам открылся прекрасный вид: солнце освещало пейзаж, до горизонта были видны зелёные заливные луга, зеркальца озёр, старица. То там, то здесь били перепела, и покрикивали коростели. Окружающее великолепие портили только полчища комаров, возжелавшие нашей крови.
Вполне довольные увиденной картиной, мы принялись устраиваться. Нашему щенку, который, как к счастью оказалось, прекрасно переносил дорогу, были чужды всякие комплексы, и он принялся активно осваивать окружающий мир. А тут было много интересного для маленькой собаки: егерские гуси, куры и козы ходили по двору; большие собаки-пойнтера выходили на прогулку или на работу в поле…
Куры и прочая такая живность нас, взрослых, уже не интересовали, и, оставив вещи в выделенной егерем Игорем Стаферовым деревянной комнатке, мы отправились посмотреть окрестности и познакомиться с людьми.
Участники состязаний, эксперты и гости разместились на охотничьей базе, а также в палатках у находящегося рядом озера. География приехавших была представлена довольно широко: Москва, Рязань, С.-Петербург, Тамбов и Владимир. В качестве зрителей присутствовали пойнтеристы из Белгорода. Собак прибыло довольно много: двадцать два пойнтера. Конечно, некоторое время назад подобные состязания могли бы собрать и больше участников, но сейчас два независимых мероприятия: мемориал Р.А. Иоанесяна, организованный секцией пойнтеров МООиР, и состязания на призы Центрального пойнтер-клуба, — уменьшили количество участников в каждом из них.
Разрушение или созидание?
Что же произошло? В общем-то ничего из ряда вон выходящего или даже необычного не случилось. Просто довольно большая часть пойнтеристов из секции МООиР создала свой клуб. И теперь в Москве существует два крупных объединения любителей этих собак: секция при МООиРе, работающая традиционно, давно и плодотворно, — и новый Центральный Пойнтер-Клуб, который, по замыслам организаторов, должен объединять пойнтеристов Центрального региона России.
Путь создания клубов прошли в последние годы чуть ли не все породные секции. У любителей охотничьих собак находились для этого многие явные и неявные мотивы. Ими могли быть несогласие по тем или иным вопросам с руководством секций или личные амбиции (что, к стати, не всегда плохо). А иногда упор руководства секцией на формальные достижения собак и слишком жёсткие условия для их включения в план вязок. Обо всём этом говорено и написано не мало.
Видно, дошла очередь и до пойнтеров. В создании нового клуба ничего, собственно, особенного бы не было, если бы не одно обстоятельство: поголовье пойнтеров в Москве исключительно мало. Поэтому у некоторых возникли сомнения в целесообразности растаскивания этих собак по отдельным клубам. С другой стороны, их немного не только в Москве — пойнтера в России вообще наперечет! И думается, что в любом случае необходима какая-то организация, которая бы объединяла пойнтеристов не только секции МООиР, но и прочих обществ охотников и клубов Москвы и центральных областей России. Ещё было бы лучше создать Национальный клуб пойнтеров, а в идеале — Интернациональный вместе с Украиной, Беларусью, Грузией и прочими теперь уже странами. Это с точки зрения использования генофонда породы, учёта, планирования вязок и проведения состязаний было бы целесообразно.
Оставим пока мечты и прожекты. Центральный Пойнтер-Клуб организован, а благо это или зло — время рассудит. Если не будет предложено любителям пойнтеров что-то более новое, прогрессивное, интересное и полезное для породы в сравнении с секцией МООиР, то деятельность Клуба сойдёт на нет, и создатели его вернутся к тому, от чего ушли. И к стати, формально члены Центрального Пойнтер-Клуба не выбывают из секции любителей пойнтеров МООиР, так как в неё, “по умолчанию”, входят все охотники МООиР, имеющие пойнтеров. А уж где и как вести племенную работу и участвовать в кинологических мероприятиях — каждый может выбирать сам. И я считаю, что когда есть право и возможность выбора, исключается монополия и есть некоторая конкуренция — это на благо и для пользы породе.
Не всё гладко
Однако, пора перейти от рассуждений о формах развития пойнтеризма к конкретному событию и рассказать о первом опыте организации состязаний Центральным Пойнтер-Клубом и о самих состязаниях.
Подготовкой к ним занимался Оргкомитет в который входили гг. Алисов И.А., Батенин М.И., Рахманов А.Н., Рысс В.Б., Селиванов В.А., Сорокин А.В., Травкин А.Е. и другие члены клуба. Конечно львиная доля всей работы по подготовке и проведению состязаний была проделана председателем Центрального Пойнтер-Клуба Андреем Викторовичем Сорокиным. Много сделал для организации быта участников и экспертов старший егерь Солотчинской охотбазы Стаферов И.В.. Для проведения состязаний была организована, как сказали бы в старые добрые времена, подписка, по которой в традициях старых русских охотников двадцать человек внесли по $30. Очень помогла с призами и сувенирами компания MARS-Pedigree (менеджер Олег Арустамов). Приз лучшему юниору учредил Батенин Михаил Ильич, а вице-президент РФОС Мурашов Алексей Прокофьевич спонсировал приз памяти Семёна Исаевича Кремера “Лучшему натасчику”. Центральный Пойнтер-Клуб учредил самый главный приз (GRAND PRIX) “Увековеченный в стойке” — бронзовую статуэтку пойнтера на мраморном основании (авторская работа скульптора Михаила Народицкого).
Я упомянул только самые интересные и весомые призы. А их было так много, что затрудняюсь и перечислить. Мне показалось, что такое обилие наград и призов только подчёркивает характерную для любителей пойнтеров элитарность и даже, не в обиду будет сказано, присущий им некоторый снобизм. А в общем, задумано было всё занимательно и с размахом, чтобы состязания получились событием неординарным и надолго запоминающимся.
К сожалению, не всё вышло идеально. Некоторые организационные “проколы” чуть было не привели к срыву чемпионата. Критическая ситуация создалась, когда не все приглашённые для судейства эксперты смогли приехать на состязания. Поэтому пришлось призвать на помощь трёх местных экспертов. Кроме того, словно нарочно, установилась жара под тридцать градусов.
В конце концов, учитывая трудные погодные условия при довольно большом количестве участников, организаторы решили сформировать две рабочие экспертные комиссии. Председателем первой стал В. Петров — эксперт II категории по легавым (г. Рязань), а второй я , С. Матвеев — эксперт II категории по легавым (Московская обл.). Обязанности главного эксперта состязаний также возложили на меня. В работе экспертных комиссий приняли участие: В. Евдокушин — эксперт II категории по легавым (г. Рязань), О. Матвеева — эксперт II категории по легавым (Московская обл.), А. Мостовой — эксперт III категории по легавым (г. Рязань), и А. Фаткуллин — эксперт II категории по легавым (г. Москва).
Чтобы компенсировать очевидно неравные условия выступления собак в различное время дня, был установлен жёсткий временной регламент: Общее время испытаний — не более 45 мин: основное время 30 мин и дополнительное 15 мин. Дополнительное время ведущий по своему желанию мог использовать сразу с основным или оставить на доработку после испытаний всех номеров согласно жеребьёвки.
По Положению, состязания должны были проводиться в два этапа: первый — для недипломированных ещё собак, и второй, основной, — для пойнтеров, уже имеющих или получивших на первом этапе этих состязаний полевые дипломы. Но оказалось, что у всех заявленных собак уже имелись дипломы, и надобность в первом этапе отпала.
Четвёртого июня вечером состязания по традиции торжественно открылись. Вслед затем участники ознакомились с порядком проведения состязаний, как водится, потянули жребий и были распределены между рабочими экспертными комиссиями.
С утра следующего дня первые собаки вышли в поле на суд экспертов. Как уже отмечалось, стояла жара. Пойнтера работали на заливных лугах с уже довольно высокой (до 40-50 см) травой, которая утром была мокрой от росы, но от солнца и ветра быстро высыхала. Ветер днём временами стихал, а к вечеру наступал устойчивый штиль. Всё это сильно затрудняло работу собак. Правда обилие птицы способствовало проведению состязаний: перепела было много, не меньше коростеля, который, однако, сильно мешал правильной работе собак, местами попадался дупель.
Собаки выступали до вечера с перерывом на несколько часов после полудня во время наибольшей жары. Как правило, за работой состязающихся наблюдало изрядное количество зрителей. В основном все пойнтера были испытаны в первый день. Только некоторые из них не успели использовать дополнительное время и получили эту возможность утром следующего дня.
Итоги состязаний
Всего было расценено тринадцать из всех двадцати двух выставленных пойнтеров. А заработали полевые дипломы только одиннадцать собак, причём, всего одной присуждён диплом II степени. Две собаки получили расценку без дипломов, а девять сняты по разным причинам. Такой относительно скромный итог состязаний в основном обусловлен сложными погодными условиями. Пойнтерам нелегко было полностью проявить себя. Кроме этого, хотя собаки в основной массе состязались опытные, похоже, некоторые из них в этом сезоне мало работали в поле.
Отрадно, что все молодые (до двух лет) пойнтера были дипломированы. И здесь хочу отметить несомненный успех натасчика Селиванова В.А.: пять им натасканных и выведенных на состязания молодых собак получили дипломы.
Статистический анализ всех результативных ( расценённых на дипломы) работ пойнтеров дал следующие средние баллы по основным элементам расценки:
“дальность” составила 6,36 балла;
“верность” — 6,45 балла.;
“манера причуивания” — 4,09 балла;
“быстрота поиска” — 7,55 балла;
“манера поиска” — 7,09 балла;
“стиль хода” — 4,27 балла;
“стиль стойки” — 4,18 балла;
“стиль потяжки и подводки” — 4 балла.
С сожалением должен констатировать, что в среднем стиль работы у пойнтеров на этих состязания оказался довольно скромным. И если относительно низкие баллы за дальность и верность могут быть объяснены достаточно объективными причинами, как то: трудные условия работы, отсутствие тренировки перед состязаниями, — то манера собаки, стиль основных элементов её работы качество врождённое. Пойнтеру всегда был присущ превосходный стиль, и, чтобы не утерять его в породе, стоит в племенной работе обратить на это внимание.
В результате состязаний места распределились следующим образом:
- Диана 2100/99 Селиванова В.А., диплом II ст., 87 балл, г. Рязань;
- Фьорд 2008/92 Сорокина А.В., диплом III ст., 78 баллов, г. Москва;
- Белла РКФ 0000014 Петрова-Полярного К.М., диплом III ст., 76 баллов, г. С.-Петербург;
- А-Вита РКФ 0000155 Батенина М.И., диплом III ст., 75 баллов, г. Москва;
- А-Грайф РКФ 0000151 Шадриной И.Ф., диплом III ст., 73 балла, г. Москва;
- Марта 2041/94 Моисеева А.И., диплом III ст., 72 балла, г. Владимир;
- Кэт-III Шварца В.В., диплом III ст., 71 балл, г. Москва;
- Грин Бабушкина Ю.М., диплом III ст., 68 баллов, г. Москва;
- Аррет РКФ 0000152 Суздальцева А.А., диплом III ст., 65 баллов, г. Москва;
- Леда 2066/95 Ильичёва А.В., диплом III ст., 65 баллов, г. Владимир;
- Вельда РКФ 0000058 Алисова И.А., диплом III ст., 64 балла, г. Москва.
Прекрасную работу показала красно-пегая сука Диана 2100/99 Селиванова В.А. из Рязани, рождённая 02.09.97 г. от ч. и п. ч. Фрама Селиванова В.А. и Мульки Рытикова П.Н. С дипломом II степени она получила титул “Полевого Победителя” и GRAND PRIX состязаний. Особенно порадовал отменный стиль работы этой собаки. Не могу удержаться, чтобы не описать заключительный фрагмент её выступления…
…Пущенная в поиск Диана пошла лёгким и быстрым галопом, время от времени красивыми потяжками проверяя запах и демонстрируя работу полным верхом. Поиск ведёт правильным и достаточно широким челноком, практически без руководства ведущего.
На быстром галопе с ходу полным верхом прихватила запах, развернулась, приостановилась, очень высоко держа голову, уверенно и выразительно потянула 3 м и стала окончательно в исключительно красивой манере. По команде ведущего, высоко держа чутьё, продвинулась прямо вперёд и в 3-4 м подняла перепела. По команде ведущего сразу легла. Красивая работа!
Через несколько минут, наведённая на перемещённую птицу, на быстром галопе очень эффектно полным верхом прихватила запах на чутьё, прямо, уверенно и красиво потянула 4-5 м и твёрдо, изумительно стильно стала. Посланная ведущим, по первой команде всё в той же красивой манере, быстро и уверенно прошла на подводке прямо вперёд 5-6 м и подала перепела. После подъёма птицы легла сама. Великолепная работа!
РАСЦЕНКА:
7-8-5-9-8-5-5-8-5-5-5-8-9 = 87 баллов.
Присуждён диплом II степени…
… За яркое выступление Дианы 2100/99 с лучшей суммой в семнадцать “егерских баллов” Селиванову В.А. был вручён приз памяти Семёна Исаевича Кремера “Лучшему натасчику”.
Второе место занял красно-пегий кобель, Чемпион и Полевой Победитель Фьорд 2008/92 Сорокина А.В. из Москвы. Ему присуждён “Большой Кубок”, а также приз “Лучшему пойнтеру состязаний противоположного пола”. За третье место Белла РКФ 0000014 Петрова-Полярного К.М. из С.-Петербурга получила “Средний Кубок”. А “Малый Кубок” (поощрительный) вручён А-Вите РКФ 0000155 Батенина М.И. за четвёртый результат в общем зачёте. Она же получила приз “Лучшему первопольному пойнтеру”. А-Грайф РКФ 0000151 Шадриной И.Ф. награждён призом “Лучший первопольный пойнтер противоположного пола”.
Все дипломированные собаки получили красиво оформленные дипломы и жетоны. И практически всем остальным участникам состязаний были вручены различные призы и памятные сувениры.
Так, Штанделю Л.С. как заводчику “Лучших первопольных пойнтеров” присуждён приз “Надежда заводчика”. Приз “Гордость заводчика” присуждён Рытикову П.Н., как заводчику победителей состязаний. Похвального отзыва “За природные качества” (C.Q.N. — Certificate of Natural Quality) удостоилась Исис де Буа К.М. Петрова-Полярного, которая была снята “за гоньбу”, но, тем не менее, произвела хорошее впечатление на экспертов. Интересный титул “Провинциальная львица” и соответствующий приз получила Марта 2041/94 Моисеева А.И. из г. Владимира. Шуточным призом “Лучшему (единственному) чёрному пойнтеру состязаний” — копией неизвестного художника известной картины К. Малевича “Чёрный квадрат” — награждён Найс 2074/96 Травкина А.Е..
Напутствие
Как бы там ни было, но первые состязания на призы Центрального Пойнтер-Клуба прошли. И, на мой взгляд, довольно успешно. Можно надеяться, что они не будут последними, и опыт и уроки этих состязаний помогут в будущем проводить их на превосходном уровне, и что участие в них будет почётным и престижным делом.
А плохо ли или хорошо, что в Москве появилось ещё одно объединение любителей пойнтеров — судить можно по разному. Но с точки зрения стороннего наблюдателя и не вдаваясь в причины этого раскола, могу всё же заметить, что два чемпионата пойнтеров за сезон определённо лучше, чем один. Состязаться нужно. И как можно чаще, если есть к тому энтузиазм организаторов, средства и желание померяться силами у пойнтеристов. Надеюсь, что они ещё найдутся.
Однако, учитывая малочисленность и уязвимость породы, лидерам московских пойнтеристов, несмотря на идейные или любые прочие разногласия и неприятия, следует проявлять терпимость и уважение друг к другу, к позициям и идеям. Ведь они занимаются породой исключительной и, несомненно, искренне желают ей процветания. Кроме того, по существу им придётся работать с одним и тем же генофондом пойнтеров.
Сергей Матвеев
Пятница 6 Август 1999
P.S. Кажется, кое-кто высказывает сомнения в способностях победительницы состязаний Дианы 2100/99. Поэтому напоминаю, что при закрытии состязаний Виктор Александрович Селиванов публично предлагал продемонстрировать их в поле любому желающему. Так что можете убедиться сами! А все эти разговоры и распространение слухов отношу на счёт ревности и проявлений конкуренции в среде пойнтеристов.