Договоримся на берегу, что, говоря о женском труде, мы будем иметь в виду цивилизованные страны, признающие равенство мужчины и женщины. Это такие страны, в которых феминизм как движение имеет не больше смысла, чем движение за право писать или рисовать левой рукой. То есть не имеет никакого смысла.
Вы не знаете таких стран? Я соглашусь. Их практически нет. Но время не стоит на месте. Еще вчера меня — живого левшу — в советской школе заставляли писать правой рукой (и заставили) и рисовать (не заставили), а сегодня мои дочери свободно пишут левой рукой, и никто и нигде не обращает на это внимания.
Почему бы не предположить, что послезавтра никому в голову не придет рассматривать женщину как многофункциональный кухонно-сексуально-родильно-воспитательный комбайн, созданный исключительно для ублажения мужчины и заботы о детях? Возможно, так будет. Сегодня это не так. Даже в «цивилизованных» странах женщины вынуждены отстаивать свое равноправие в суровых баталиях с мужчинами.
Одним из прав свободной женщины в свободной стране является ее право на равную работу и равную с мужчинами оплату своего труда. Именно право, а не обязанность. Никто не может обязать женщину работать лесорубом, грузчиком, пилотом или капитаном дальнего плавания, но она должна иметь право на выбор любой из этих профессий.
Как к этому относятся мужчины? Я расскажу. О нецивилизованных мужчинах мы говорить не будем. С ними все ясно. Завернуть женщину с ног до головы в тканевую упаковку и разматывать перед употреблением. «Сущность женщины горизонтальная», ― писал один советский поэт про женщину, которая на мотоцикле позволила себе наворачивать перед ним горизонтальные и вертикальные круги на арене цирка. Поскольку наш мужчина-поэт (речь идет об Андрее Вознесенском) умел наворачивать палочки и круги только шариковой ручкой на бумаге, женщина на мотоцикле под куполом цирка пошатнула его вертикальную мужскую самооценку, и он отомстил ей привычным способом на бумаге: катаешься, мол, «а глаза полны такой — горизонтальною тоской!»
Ладно, забыли об угрюмых, вонючих, волосатых, диких и настоящих мужчинах. Поговорим об «условно цивилизованных» в «условно цивилизованных» странах. Кто мы есть?
«Условно цивилизованный» мужчина формально сегодня признает право женщины учиться, получать высшее образование, работать, участвовать в социальной и политической жизни, иметь экономическую и сексуальную свободу, но при этом все еще есть масса профессий и сфер жизни, в которые женщине пробиться практически невозможно. Нет, они все равно пробиваются (есть женщины-тореадоры, женщины-гондольеры и женщины-дирижеры), но их единицы. Хотя, помните апорию Эйнштейна: чтобы доказать, что фокстерьер может играть на скрипке, достаточно одного фокстерьера, играющего на скрипке.
Среднестатистический среднецивилизованный среднемужчина, признавая формально право женщин на труд, относится к нему так, как родитель относится к желанию своего ребенка стать капитаном дальнего плавания: конечно, маленький, станешь, конечно, а теперь пойдем есть манную кашу. Мужчины не отрицают право и возможность женщины учиться и работать, но при этом бессознательно «заточены» на то, чтобы как можно быстрее вывести женщину из учебного и трудового процесса с помощью беременности, родов и ухода за ребенком. Мужчины гордятся этим: «Моя жена не работает». Мужчины хвастаются этим: «Я содержу семью». На это легальное порабощение уходит года три. Затем, чувствуя назревающий бунт, мужчина контрольным выстрелом, контрольной второй беременностью закрепляет зависимость женщины от себя, после чего на глазах начинает дичать и в течение пары лет превращаться из «условно цивилизованного» мужчины обратно в нецивилизованного. Некоторых особо упертых женщин приходится добивать третьей беременностью. Я уже рассказывал вам, что самая частая фраза, которую я слышу в своем кабинете перед тем, как женщина начинает рассказывать обо всех ужасах в своей жизни, такова: «Когда он понял, что я никуда от него не денусь».
Но самое парадоксальное, что «условно цивилизованная» женщина тоже, как и «условно цивилизованный» мужчина, «заточена» литературой конца второго тысячелетия к детско-домашнему существованию. Она несильно сопротивляется мягкому, ласковому, нежному выдавливанию себя из учебно-трудового процесса в дом и быт. Это отвечает ее общекультурному психологическому фону. Равноправие формально есть, но пользоваться им кто-то не умеет, а кто-то и не хочет. Секс-шопы есть, но ходит туда менее процента. В «условно цивилизованных» странах формально, например, есть конституция, но кому из граждан придет в голову пользоваться ею в реальной жизни?
Бог с ней, с конституцией. Я не социолог. Я — психотерапевт. Поэтому, как психотерапевт, я хочу обратить внимание женщин вот на что. Находясь в «условно цивилизованной» стране и выстраивая отношения с «условно цивилизованными» мужчинами, вам нужно помнить, что ситуация у вас, как у Алисы в Зазеркалье: чтобы стоять на месте, всегда нужно быстро бежать вперед. Чтобы не дать своему мужчине на ваших глазах стремительно одичать, вы должны (хотите вы этого или нет) не только иметь, но и пользоваться своими правами на учебу и труд. Никогда нельзя расслабляться. Никогда нельзя полностью полагаться на то, что мужчина позаботится о вас и обеспечит вашу жизнь. Мужчины бессознательно заинтересованы в том, чтобы внушить вам это. Хуже того, когда они это внушают вам: сиди дома, не работай; мужчины верят в то, что это правда (поэтому женщины на это легко покупаются — видят, что не врут). Но как только вы в это поверите, как только вы позволите себе на минуту отпустить путеводную нить вашей свободы, образования, работы, тонкий цивилизованный слой мужской культуры растворится в вашей зависимости, и вы попадете в рабство совсем не к тому человеку, за которого вы выходили замуж, в рабство, из которого вы сможете сбежать, только очень сильно ободрав всю свою жизнь.
Только постоянная борьба женщины за равное образование, равный профессиональный труд и независимость от мужчины может сделать из мужчины человека.
Бегите быстро.