Вооруженные силы США являются не только самой дорогой военной машиной в мире, но и самой дорогой армией в части расходов на социальное обеспечение военнослужащих, ветеранов и членов их семей. Так, на медицину в американских вооруженных силах расходуется сумма, которая на протяжении последних лет сопоставима, скажем, со всем оборонным бюджетом России.
Очередной проект военного бюджета США предполагает расходовать на медицинское обеспечение американских вооруженных сил 50,8 млрд долларов, что почти на 10 миллиардов больше прошлогоднего уровня. Для сопоставления: военный бюджет на 2021 финансовый год запрашивается в объеме почти 741 млрд долларов, а общий объем расходной части федерального бюджета — 4.829 млрд долларов.
На фоне заявленного администрацией Дональда Трампа отказа от необязательных бюджетных трат увеличение расходов на военную медицину объясняется масштабной реформой здравоохранения в системе министерства обороны.
Реформа военного здравоохранения в настоящее время подчинена одной из стратегических целей Пентагона времен Трампа — повышению экспедиционной боеспособности войск и сил за счет повышения готовности всех категорий личного состава к боевому и иному применению в любом регионе развертывания. Заявленный девиз «deploy or get out» был формализован в руководящих документах видов вооруженных сил. Новая парадигма предполагает, что если военнослужащий в течение 12 месяцев не готов к командировкам в регионы развертывания, в том числе и по медицинским показателям, он подлежит увольнению.
На момент принятия данного решения в общей сложности по всем компонентам вооруженных сил такого рода не готовых к командировкам насчитывалось не менее 11% личного состава всех категорий — 235 тыс. военнослужащих из 2,1 млн человек всего военного персонала. В некоторые дни доля неготовых к командировкам только по медицинским показаниям достигала 13-14%. По регулярному компоненту было учтено почти 100 тыс. военнослужащих, которые регулярно не имели медицинского допуска к командировкам или не имели необходимых прививок.
В вооруженных силах были введены стандарты индивидуальной медицинской готовности военнослужащих, включающих медицинские, стоматологические показатели и нормативы физической готовности.
Со стороны Конгресса, перед Пентагоном для обеспечения необходимого уровня здоровья военнослужащих была поставлена задача переориентировать всю медицинскую систему вооруженных сил на работу в интересах боеготовности действующих военнослужащих.
Собственно, реформирование американской военно-медицинской сферы проводится с 2017 года. Это предполагает преодоление раздробленности крупных медицинских учреждений по видам вооруженных сил и по регионам дислокации на территории США. Намечено также интегрировать экспедиционные медицинские учреждения в единую медицинскую систему межвидовых группировок.
На текущем этапе начата реструктуризация около 50 госпиталей и клиник, которые оказывают медицинские услуги примерно 200 тыс. человек. Предполагается, что из этого круга 37 медицинских учреждений переведут на режим преимущественного обслуживания действующих военнослужащих.
Реформа предполагает разделение Соединенных Штатов на 21 регион (рынок), где сконцентрированы наиболее многочисленные контингенты вооруженных сил. В рамках этих рынков планируется оптимизировать бюджеты, персонал и оборудование для обеспечения наибольшей боеготовности воинских частей и подразделений.
Намечается, по возможности, исключить практику обслуживания военными врачами в стационарных заведениях гражданского населения, включая членов семей военнослужащих и ветеранов с передачей этих функций в таких учреждениях гражданскому медицинскому персоналу. В военном ведомстве намерены вести линию на перевод членов семей военнослужащих и ветеранов на медицинское обеспечение в гражданские лечебные учреждения, опять же — при возможности. Естественно, такое стремление военного ведомства «сбросить» членов семей военнослужащих с военной системы здравоохранения вызвало опасения на небольших военных базах и объектах.
В общей сложности на предмет реструктуризации было обследовано, как сообщается, 343 военно-медицинских учреждения. 21 из них признано не подлежащими дополнительному реформированию. 77 будут изучены дополнительно.
Упомянутые выше полсотни госпиталей и клиник, с которых начато реформирование, составляют 4 вновь образованных военно-медицинских рынков — столичный регион, Джексонвилл (Флорида), Побережье Миссисипи и Центральная Северная Каролина. Как планируется, стандартизация услуг, сокращение административного персонала, устранение дублирующих функций в пределах географически компактных рынков позволит дать нужный эффект в части боеспособности войсковых формирований. Ожидается, что высококачественная медицинская помощь будет сосредоточена в клиниках, тогда как услуги по относительно простым лечебным технологиям будут переориентированы в «оперативные госпитали». Возможные трения по медицинскому обеспечению уволенных военнослужащих предполагается устранить во взаимодействии с органами министерства по делам ветеранов.
Естественно, в ходе любого реформирования социальной сферы возникают проблемы и трения, вызывающие напряженность. В американских вооруженных силах эти вопросы отнесли к зоне ответственности высшего руководящего состава. Так, по сухопутным войскам тема обсуждалась на встрече начальника штаба армии США генерала Джеймса МакКонвилла с представителями Национальной ассоциации военных семей, которые отнюдь не заглядывали в рот большому начальнику. Есть масса вопросов и в медицинском сообществе.
Как отмечается в американской прессе, пока остаются нерешенными многие назревшие вопросы - например, тема достаточной медицинской помощи военнослужащим в зонах боевых действий. И эта проблема еще не нашла своего отражения в проводимой военно-медицинской реформе. Нет единства взглядов по это теме между Пентагоном и Конгрессом.