Количество любви и силы, вложенное ими в свою музыку, сделало эту музыку нужной всем и каждому. Они стали известны по всей земле, и маленькие дети во всех концах планеты, не понимавшие, что происходит, чувствовали: вот это -самое главное.Сила, сошедшая к ним, вынесла их за пределы обычного шоу-бизнеса, они стали делать только то, что хотели - и могли себе это позволить. Они оказались в небывалом положении «лучшей группы на Земле» . Но они были не просто группой, исполняющей эстрадную музыку, - вместе они создали что-то, через что говорил солнечный свет и тайна радости бытия.
Борис Гребенщиков «Аэростат. Воздухоплаватели и артефакты»
Что за волшебная сила пронеслась над миром и заставила все человечество повернуть головы в сторону четырех совершенно обычных парней из Ливерпуля? [....]«Битлз» не изобрели рок-н-ролл. Они вообще ничего не изобрели. Просто во все, существовавшее до них, добавили божественное дыхание. Чувствовали ли они это сами?
Андрей Макаревич: «Beatles – магия света» , «Обозреватель» 1995 год.
Ливерпульская, великолепная, легендарная четверка - квартет из английских парней, ставший символом Эпохи, изменивший историю музыки. Речь пойдет о The Beatles, конечно. Четыре самодостаточных человека, ставшие на 10 лет единым целым. Об удивительной и необъяснимой магии, волшебстве, предначертанности и божественности этого явления размышляли многие. Четвёрка. Может, в этом вся магия? Если бы их было больше/меньше, добились бы они такого же грандиозного успеха и признания? Ведь изначально их было пятеро, но судьба и время расставили всё по своим местам.
– Для них «Битлз» – божество. Они верят в нас, Пол, они поклоняются нам. И они верят в Иисуса. А когда одно божество затевает склоку против другого, происходит большой катаклизм. – А ты сам веришь, что «Битлз» – божество? – Каждый человек – божество. А нас – четверо. И мы – едины, что бы там не происходило, как бы это не выглядело внешне…
Юлий Буркин, Константин Фадеев «Осколки неба, или Подлинная история Битлз»
Так как же четыре простых парня из грязно-серого прокопчённого рабочего Ливерпуля,вышедшие из простых семей, без музыкального образования смогли стать ПЕРВЫМИ? Как они сумели покорить сердца миллионов людей по всему миру? Как они смогли дать толчок новому витку развития музыки? Откуда эта невообразимая истерия,названная «Битломанией»? Ведь во время концертов они могли бы просто стоять и улыбаться, и этого было бы достаточно, так как из-за криков поклонниц они совершенно не слышали себя и откровенно фальшивили. Возле сцены размещали инвалидов, которые считали, что прикосновение к «жукам» принесет им исцеление. ИСЦЕЛЕНИЕ. Как от длани Иисуса Христа, с которым опрометчиво, но небезосновательно Джон Леннон решил потягаться в популярности. Каждый стремился урвать от них кусочек, поймать солнечный зайчик этого таинственного немеркнущего света.
«Битлз» – это четырехголовый Орфей. Леонард Бернстайн (цитату приписывают так же критику Джорджу Мелли )
Мик Джаггер называл нас «четырехглавым чудовищем», потому что мы повсюду бывали вместе и одевались одинаково. У нас у всех были черные водолазки, темные костюмы, одинаковые стрижки, поэтому мы и вправду немного походили на четырехглавое чудовище. Пол Маккартни. Из «The Beatles. Антология»
Если начать рассматривать сакральный смысл числа 4, то можно сказать, что оно составляет космическую основу мира - четыре основных элемента (воздух, огонь, вода, земля), четыре стороны света (север, юг, запад, восток), четыре времени суток (утро, день, вечер, ночь), четыре времени года (весна, лето, осень, зима). Четыре священные книги — Евангелие — лежат в основе христианства. Число четыре это основа квадрата, знак равенства всех его составляющих. Это четыре независимые точки, на которых строится пространство - целостное и завершенное. Это равновесие, стабильность и порядок.
№1. Стюарт Сатклифф/Stuart Sutcliffe
Близкий друг Джона Леннона/John Lennon по художественному колледжу, одаренный, зрелый и талантливый - первый «пятый битл» в истории группы. Стюарт, имеющий широкий кругозор, оказал огромное влияние на мировоззрение Леннона. Они понимали друг друга с полуслова, имели массу общих интересов и были практически неразлучны. И когда Джон решил создать свою рок-группу (тогда ещё «The Quarrymen»), то для Стю, не умеющего играть ни на одном музыкальном инструменте, конечно, нашлось в ней место. На гонорар с проданной картины он купил себе бас-гитару и приостановил занятия живописью.
Мы научили его играть 12 тактов, как в «Thirty Days» Чака Берри. Это была первая вещь, которую он разучил. Затем он выучил еще несколько песен, поупражнялся и перешёл к другим мелодиям. Он играл скверно, но в то время это было не важно, он классно выглядел. Джордж Харрисон. «The Beatles. Антология»
Некоторые отмечали его внешнее сходство с Джеймсом Дином, и Стю намеренно поддерживал его, создавая вокруг себя орел таинственности, пряча глаза за тёмными очками. На выступлениях он частенько поворачивался спиной к публике. Во время гастролей в Гамбурге он обрел любовь в лице необыкновенной Астрид Кирхгерр/Astrid Kirchherr, которая через Стюарта глобально повлияла на имидж «Битлз» (всем известное название, к слову, придумал Стю) и сделала ряд фотографий с ребятами, которые теперь считаются культовыми. В 1961 году ему предложили учебу в престижном Художественном колледже у выдающегося Эдуардо Паолоцци. Стюарт принял решение остаться в Германии с возлюбленной и вернуться к живописи, чтобы полностью раскрыть свой потенциал, ведь он никогда не связывал свою жизнь только с музыкой, как остальные из «Битлз». Уходя, он отдал свою бас-гитару Полу, так как замену пятому участнику будущего квартета искать не стали.
Стю обладал огромной энергией, обостренной чувствительностью, неиссякаемой фантазией, но ушёл из этого мира непозволительно молодым. Есть несколько версий причин смерти - неудачное падение с лестницы, избиение музыкантов недоброжелателями, дружеская потасовка с Ленноном, который не сумел вовремя остановиться. Травма головы, которой не придали внимания. Когда у молодого человека начались обмороки и невыносимые мигрени, их списали на переутомление. В апреле 1962 года в возрасте 21 года Стюарт Сатклиф умер от кровоизлияния в мозг по пути в больницу на руках у Астрид.
№2. Пит Бест/Pete Best
Первый постоянный барабанщик «Битлз»,вошедший в состав в 1960, аккурат перед отбытием группы на заработки в Гамбург. У Пита была собственная ударная установка; его мать, Мона Бест владела ливерпульским клубом «Casbah», в котором Битлы частенько выступали; и к тому же он обладал очень приятной наружностью - сплошные плюсы и говорящая фамилия.
Вопрос: А разве битлов было пять, Питер?
Пит: Да.
Вопрос: И ты был одним из них?
Пит: Да.
Из пресс-конференции с Питом Бестом во время его гастролей в США в 1964 году
Пит прошел с парнями большой и тернистый путь, закаливаясь и оттачивая мастерство на гастролях в Гамбурге, вместе с тем внося свой вклад в формирование стиля игры группы. Но Пита выкинули за борт «Жёлтой подводной лодки»,чтобы продолжить дальнейшее плаванье без него. Причины изгнания Пита из «Битлз», в преддверии мировой славы, разнятся. Может, все дело было в зависти, так как у Пита было больше поклонниц, чем у остальных, благодаря приятной внешности и кудрявой шевелюре. Может, в том, что он всегда держался особняком. Тихий и стеснительный, Пит предпочитал оставаться в уединении, когда остальные уходили кутить, воздерживался от употребления стимуляторов и, когда пришло время, отказался сделать битловскую стрижку и не захотел подчиняться сценическому имиджу, который создал для коллектива менеджер Брайан Эпстайн/Brian Epstein.
В действительности, на прослушивании в копании EMI продюсера Джорджа Мартина/George Martin не устроило качество игры барабанщика. 16 августа 1962 об этом ему сообщил Эпстайн, так как друзьям было стыдно за эту вынужденную профессиональную жертву. Ничего личного, как говорится. Место Пита занял авторитетный ливерпульский барабанщик Ринго Старр. Возмущению фанатов не было предела, на концертах они скандировали :«Ringo never, Pete Best forever!» (Ринго никогда, Пит Бест навсегда).
-Пит Бест...Господи! Вы что вообще историю не читаете?! Первый барабанщик Битлов. Пучок нервов контролирует ритм сердца. Все играют в такт, кроме одного, который лажает. И всё летит к чёрту. Значит - наймём Ринго!
-Пит Бест был отличным ударником. А вы, как я понял, предлагаете сделать симпатэктомию.
-Зря. наверное, прямо не сказал.
Сериал House M.D. 5 сезон, серия 3 ( перевод LostFilm)
Выход «Love me do» стал для коллектива началом всемирной славы. Трудно представить насколько этот несправедливо упущенный шанс на успех ошарашил, обидел и унизил Пита Беста. Он собрал силы и продолжил свою музыкальную карьеру, сначала заняв место Ринго в Rory Storm & The Hurricanes, а затем присоединившись к Lee Curtis & The All Stars, которые в Ливерпуле были признаны вторыми после The Beatles (но снова во время записи альбома коллектива на Decca Питу помахали ручкой). Затем были Pete Best & The All Stars, Pete Best Four, Pete Best Combo. В 1965 году был выпущен альбом Пита, «Best Of The Beatles/Лучший из Битлз», в названии которого он лихо обыграл свою фамилию и показал всю свою горечь. В этом же году он предпринял попытку самоубийства, которую предотвратила его мать. До 1988 года с музыкой было покончено, за это время Пит успел поработать пекарем и государственным служащим. Четвёртый Битл, ставший пятым.
Изгнание Пита Беста - один из немногих неприглядных эпизодов в истории «Битлз». Что-то нечистое было в том, что Пита вышвырнули исподтишка.
Хантер Дэвис. «Авторизированная биография Битлз»
— Сегодня вы можете сказать, что всё в вашей жизни происходит не случайно?
— Да, я верю в карму. Что касается моей жизни, то мне кажется, что всё, что произошло со мной тогда, в 1961 году, позволило мне стать счастливым человеком сегодня. Сейчас я счастлив и здоров, но я не был бы таким, не пройди я полвека назад через ту обиду и разочарование, которое со мной случилось тогда. Так что всё в этой жизни происходит не случайно, нужно лишь понимать, что к чему ведёт.
Из интервью с Питом Бестом . «Частный корреспондент» 6 апреля 2010 год
Когда мы делаем что-то вчетвером, мы - единое целое, а когда порознь, каждый из нас -лишь мятущийся одиночка.
Джон Леннон. Джонотан Котт «Рядом с Джоном и Йоко»
«Битлз» во многом стали первопроходцами. Они первыми стали создавать свой собственный репертуар - до них музыку писали профессиональные композиторы на стихи профессиональных поэтов, исполнителям оставалось же только выдавать слушателю готовый материал. Допустим, Король рок-н-ролла Элвис Пресли (кумир наших Битлов) не сочинял ничего сам.
Они первыми перешли от примитивного рока к симфонизму, предвосхитив развитие симфо-рока и арт-рока. Они первыми отошли от традиционной техники звукозаписи в пользу экспериментов, используя многодорожечные магнитофоны, наложения, искажения, пуская записи в обратном направлении и используя различные звуковые эффекты (фидбэк, хаотичная склейка и другое). Первыми стали искать новые выразительные средства для художественного оформления своих пластинок. Так «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band» стал первым альбомом, на обложке которого были размещены тексты песен. Они стали первой британской группой, добившейся ошеломляющего успеха в США. Стали первыми из музыкантов, кто получил высшую награду Великобритании - Орден Британской империи (MBE) «за вклад в развитие британской культуры и её популяризацию по всему миру» из рук самой Королевы. Этот список можно продолжать бесконечно. Первые. Четверо как один.
Нас называли ребятами или битлами, не сознавая, что «Битлз» - это всего лишь четыре человека, четыре личности. Джордж Харрисон. «The Beatles. Антология»
№3. Брайан Эпстайн/Brian Epstein
Смогли бы «Битлз» добиться такого же успеха, какой имеют сегодня, если бы не Эпстайн? Нет, как я понимаю. Но теперь это уже не важно, ведь мы все-таки познакомились с ним и прославились. Если бы он не появился, все мы - четверо «Битлз» и Брайан - стремились бы к одному и тому же, хотя и шли бы, наверное, разными путями. Все мы знали, чего мы хотим, мы помогли ему, а он помог нам.
Джон Леннон. «The Beatles. Антология»
Склоняюсь к мнению (и многие со мной согласятся), что без этого неудачливого замкнутого мужчины из еврейской семьи, «Битлз», какими мы их знаем и любим, не существовало бы. Недостающий пятый элемент. Тонкочувствующий, интересующийся искусством и дизайном (между строк мы читаем «гомосексуалист») Брайан ничего не доводил до конца. Он не закончил школу, не дослужил в армии, не закончил Королевскую академию драматических искусств. Спасительной гаванью для него в период самоопределения всегда оставался семейный мебельный магазин, в который он возвращался собраться с мыслями. В конце 1950х Брайан, заручившись поддержкой отца, начинает развивать своё дело - открывает магазин грампластинок NEMS и с большим удовольствием погружается в работу с головой.
28 октября 1961 года порог его магазина переступил некий Раймонд Джонс/Raymond Jones и поинтересовался наличием пластинки «My Bonnie», которую «The Beatles» записали в Гамбурге вместе с Тони Шериданом/Tony Sheridan. Брайан не имел понятия о том, кто же такие «Битлз» и решил исправить свою оплошность. И уже 9 ноября Эпстайн впервые услышал, как The Beatles играют в клубе Cavern в Ливерпуле. Перед ним будто открылся новый мир, он увидел потенциал для развития. Битлы поразили его своим обаянием, магнетизмом, энергией, музыкой, да так, что Брайан загорелся во что бы то ни стало стать их менеджером. После нескольких встреч он добился своего. Эпстайн полностью поменял имидж группы, создав для ребят интеллигентно-романтичный образ, начал приучать музыкантов к дисциплине, учил общаться с журналистами и публикой. Косухи и кожаные штаны уступили место костюмам с иголочки.
Брайан держал слово, отличался редким упорством, работоспособностью, тонким вкусом, безграничным запасом идей. Он начал штурмовать звукозаписывающие компании, не опустил руки после множества отказов и добился прослушивания на Parlophone Records у продюсера Джорджа Мартина. Он беззаветно верил, что «Битлз» по уровню славы поравняются с самим Элвисом и превзойдут его. Брайан впервые в истории шоу-бизнеса бесплатно разослал пластинки «Битлз» по радиостанциям Америки, чтобы подготовить почву для турне по США. И Битлы покорили Америку. Широкими шагами «Битлз» поднимались всё выше и выше, перепрыгивая через ступеньки, к славе. Брайан создал Битломанию.
Со временем для Битлов Эпстайн превратился из менеджера в настоящего друга. Между ними возникла неразрывная глубокая связь. Во время поездки к Махариши Махеш Йоги за поиском смысла жизни, они узнали о смерти Брайана. В августе 1967 года в возрасте 32 лет он скончался от передозировки снотворными препаратами - самоубийство это или трагическая случайность уже не понять. После отказа «Битлз» от гастрольной деятельности, роль Брайана в жизни группы практически сошла на нет, ребята отдалились от него. Брайан переживал о том, что они не станут продлевать с ним контракт. Ведь «Битлз» стали его лучшими друзьями, его жизнью, и чувство, что он их теряет, повергло его в депрессию. Сам Леннон часто называл его «пятым битлом» и до конца своей жизни чтил память о нём.
Думая о вкладе Брайана в успех группы, я понимаю, что не познакомился бы с «Битлз», если бы не Брайан. Кто знает, что стало бы с ними, если бы они не встретились с Брайаном? Кто знает, вошёл бы Ринго в группу или нет? Слишком много "если", которые никто не способен оценить.
Джордж Мартин. «The Beatles. Антология»
№4.Джордж Мартин/George Martin
Нет, речь пойдёт не об авторе "Песни льда и пламени." Джордж Генри Мартин родился 3 января 1926 года в Лондоне в семье плотника. С юного возраста он занимался игрой на фортепиано и в 16 лет организовал в школе инструментальный ансамбль. В 1943 году поступил на службу в военно-морскую авиацию Королевского флота. После Второй мировой войны он работал в отделе классической музыки на BBC, а затем перебрался в штат одной из крупнейших звукозаписывающих компаний EMI. Ещё один великий человек, без которого «Битлз» могло бы не быть вовсе. Глава лейбла Parlophone,человек с высокой музыкальной культурой, почти бессменный продюсер, наставник и друг, виртуоз в своём деле, экспериментатор, волшебник звука, прирождённый аранжировщик. Стройный и элегантный, строгий, но справедливый, обладающий великолепным слухом и чувством стиля. Именно он поверил в «Битлз», когда все остальные звукозаписывающие компании не захотели принимать группу всерьёз. Поначалу Мартин правил сочинения Леннона и Маккартни только советами и предложениями. Начиная с «Yesterday» стала использоваться оркестровка. И чем дальше, тем всё большее влияние Мартин оказывал на музыку «Битлз». Благодаря его мастерству стали возможны самые смелые и странные задумки участников группы (так в «Tomorrow Never Knows» Леннон попросил, чтобы его голос звучал так, будто доносится из Тибета). Без него не было бы симфонического звучания, плёнки, проигранной задом наперёд, сложных записей сразу на несколько магнитофонов - этой великолепной смеси авангарда и классики.
Как продюсер я не внес заметного вклада в их стихи. Если стихи мне не слишком нравились, я говорил им об этом или предлагал написать еще восемь тактов и т.п., но обычно они приносили мне уже готовые песни. Мои предложения обычно касались только аранжировки.
Джордж Мартин. «The Beatles. Антология»
С прекращением гастрольной деятельности The Beatles, роль Мартина достигает своего апогея. Для «Yellow Submarine» оркестр записывает всецело инструментальную сторону альбома, полностью сочинённую Джорджем Мартином. Многие композиции рождаются именно благодаря его видению и чутью - так «A Day In The Life» была скомпонована из двух разных песен Леннона и Маккартни, к которой Мартин добавил от себя эффектную кульминацию с невероятным фортепианным аккордом, исполненным в десять рук. Рыцарь, член Зала Славы рок-н-ролла, обладатель 6 премий Грэмми - после распада «Битлз» он продолжал помогать им в создании сольных альбомов. Пол Маккартни называл его своим «вторым отцом», без него в группе не было бы лучезарного Ринго Старра. Из врождённого чувства такта Мартин никогда не претендовал на титул «Пятого Битла», но кто, если не он, достоин носить это звание?
–О The Beatles всегда говорили – и они сами о себе говорили, – что это четыре части одного и того же человека. Что случилось с этими четырьмя частями?
– Они вспомнили, что они – четыре самостоятельных индивида. Видишь ли, мы тоже верили в миф о The Beatles. Не знаю, верят ли еще в него остальные. Нас было четверо… Я познакомился с Полом и спросил: «Хочешь войти в мою группу?» Потом появился Джордж, а позднее Ринго. Мы просто образовали группу, ставшую очень, очень популярной, вот и все.
Из интервью с Джоном Ленноном.
В психологии существует четыре, всем известных, типа человеческого темперамента. Задумавшись о том к какому из них относится каждый участник группы по отдельности, я наткнулась на статью Александрова Н.Н. «О The Beatles c любовью», где автор распределил типы так:
Джон Леннон- сангвиник (легок, подвижен, общителен, с живой мимикой).
Пол Маккартни - холерик (импульсивен, стремителен, вспыльчив, быстрая смена состояний).
Джордж Харрисон - меланхолик (застенчив, глубок в переживаниях, более слабый, подчиненный).
Ринго Старр - флегматик (инертен, устойчив, постоянство чувств настроений)
По-другому к этому вопросу подошел Юлий Буркин, автор книги «Осколки неба, или Подлинная история Битлз».
Джон Леннон - меланхолик (нейровозбудимый интроверт -дерганый, скрытный, мрачный склонный к депрессиям).
Пол Маккартни - холерик (нейровозбудимый экстраверт - активный мажорный, подвижный).
Джордж Харрисон - флегматик (слабовозбудимый интроверт - созерцающий).
Ринго Старр - сангвиник (слабовозбудимый экстраверт -бесшабашный. дружелюбный со всеми) Не так важно «ху из ху», важно то, что факт остается фактом - четыре Битла взаимодополняли друг друга, компенсировали недостатки и слабости, усиливали лучшее друг в друге. Когда смотришь на них в первый раз - «Битлз» кажутся совершенно идентичными со своими одинаковыми прическами и в костюмах с иголочки. Их голоса на ранних записях кажутся неразличимыми. Но чем больше всматриваешься в фотографии, чем больше вслушиваешься в музыку - тем больше отличий видишь, начинаешь различать оттенки и нюансы, которые каждый из них привносит в общую картину. Каждый из них был цельной единицей, харизматичной и интересной личностью, но вместе они стали чем-то воистину грандиозным, единым целым. Каждый из них в рамках квартета имел возможность реализовывать свою творческую энергию, которая автоматически умножалась в четыре раза. «Битлз» были чем-то большим, чем просто сумма частей...
Я считал, что между нами существует какое то волшебство и телепатия. Когда мы работали в студии, иногда возникало что то... неописуемое. Хотя нас было четверо, мы становились единым целым, наши сердца бились в унисон. Но стоило подумать: «Как здорово я играю! » и это ощущение пропадало. Ринго Старр. «The Beatles. Антология»
The Beatles были настоящей группой, единым целым. Они не делились по принципу «солист плюс аккомпанирующий состав», как это происходило в большинстве групп конца 50х – начала 60х годов: Бадди Холли и The Crickets, Билл Хейли и The Comets, своя группа – The Jordanaires - была и у Элвиса… Кто сейчас вспомнит музыкантов, входивших в состав этих групп? Очень немногие. Все помнят только солистов, фронтменов. А The Beatles – всех четверых – знают и помнят все. Потому что они сами сочиняли свою музыку, сами пели, сами аккомпанировали и при этом каждый взятый в отдельности был личностью.
Артемий Троицкий
– Что такое были «Битлз», когда вы услышали их?
– Это была религия. Я до сих пор не знаю, в чем вообще секрет их воздействия. Да и никто этого, думаю, скоро не объяснит.
Из интервью с Андреем Макаревичем.
Для некоторых «Битлз» стали чем-то сродни четвертой мировой религии. В 1967 году гуру и главный идеолог употребления ЛСД Тимоти Лири/Timothy Leary возвестил о том, что «Битлз» посланы на землю Богом с целью создания «новой расы смеющихся свободных людей» и назвал их евангелистами: «Посыл из Ливерпуля - это новейший завет, провозглашённый четырьмя евангелистами-святыми Джоном, Полом, Джорджем и Ринго. Прошло совсем немного времени, как неотесанные сыновья плотников из Ливерпуля стали одними из самых влиятельных голосов в мире. Святые менестрели. Электронные инструменты божественной благодати.»
Обратную сторону медали показал нам небезызвестный Чарльз Мэнсон/Charles Manson- хиппи-музыкант и создатель секты, которая впоследствии была наречена «Семьей Мэнсона». Любовь Мэнсона к музыке «Битлз» приобрела несколько нездоровый характер, приправленный извращённым фанатизмом. В своих проповедях Мэнсон смешивал библейские истины, песни Битлов, свои собственные мысли. Если для Лири Битлз были Евангелистами, то Мэнсон увидел в них Всадников Апокалипсиса, которые через песню «Helter Skelter» оповещали человечество о грядущем конце света, расовых распрях и призывали к расправе над неугодными. Белый альбом он заслушал до дыр, выискивая в нем мысли и призывы, созвучные его неадекватным убеждениям.
Тревожную мешанину звуков «Revolution 9» он интерпретировал как отсылку к строкам девятой главы Откровений. «И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей.» Это, конечно, «Битлз». В стихах фигурирует так же пятый ангел, в котором Мэнсон углядел себя самого. Мэнсоновская битломания в 1969 году привела к кровавым ритуальным убийствам беременной Шэрон Тэйт вместе с её гостями и супружеской четы Ла-Бьанка. Среди кровавых надписей, оставленных убийцами на стенах домов было и название битловской песни, выведенное с ошибкой HEALTER SKELTER.
- Ты говоришь, что мечта ушла. Мечтой было и то, что The Beatles были Божеством или посланниками Божьими и, конечно, ты сам как Бог…- Да. Если Бог есть, то мы все – Он. Джон Леннон. Интервью Яну Веннеру
№5. Йоко Оно/Yoko Ono
Жёлтая, обезьяна, ведьма. Женщина, по мнению многих фанатов, повинная в распаде группы. Главная любовь в жизни Джона Леннона, родственная душа, вдохновительница, духовный наставник, мать, любовница. С ней основатель «Битлз» будто родился заново, научился дышать полной грудью и обрёл себя. Всё началось с яблока, подзорной трубы и слова «да»,стремянки и воображаемого гвоздя в 1966 году - экспонатов концептуальной выставки , на которую Леннон попал до её официального открытия. Йоко Оно искала себе мецената и, почувствовав расположение музыканта, стала завоёвывать его, присылая мотивирующие и романтические записки: «Дыши», «Танцуй», «Смотри на огонь до рассвета». Она часами просиживала у ворот его дома, надеясь попасть внутрь, и японку совсем не смущало, что на тот момент Джон был уже женат. Такое поведение сначала раздражало Джона, потом стало удивлять, а под конец заинтриговало. Она совместила в себе качества двух главных женщин в его жизни - своими упорством, твёрдостью и целеустремлённостью она была похожа на тетушку Мими; странными, но очаровательными выходками напоминала Джулию, покойную мать.
Наравне с ЛСД Йоко стала его порталом к иному восприятию реальности. Она тесно вошла в его жизнь, и, соответственно, в жизнь «Битлз», что совершенно не радовало остальных участников группы. Джон был неразлучен с Йоко и стал приводить её в студию, где художница предпринимала попытки влиять на музыку. Атмосфера в группе все больше накалялась, начались трения и размолвки.
Это напрягало, потому что почти всегда мы, все четверо, были очень близки и ревниво относились друг к другу. Нам не нравилось, если рядом появлялись чужаки. А Йоко и была как раз этим чужаком (не для Джона, а для нас троих). Студия объединяла нас - вот почему мы работали так успешно. Все мы старались ничего не замечать, ни о чем не заговаривали, но все-таки ее присутствие чувствовалось, а по углам уже шептались. Она ничего не понимала в музыке, но указывала, как Полу петь, а мне играть на барабанах. Мы были в бешенстве, но ничего не могли с этим поделать. Джон будто не слышал нас.
Ринго Старр. «The Beatles. Антология»
Число четыре часто имеет структуру 3+1, в которой один из элементов занимает особое положение или обладает несхожей с остальными природой (трех евангелистов символизируют животные, а четвертого - ангел). Именно четвертый, дополняя трех других, делает их Едиными. Если исходить из этого, то «Битлз», как единое целое перестали существовать в момент судьбоносной встречи Джона и Йоко. Начиная с 1966 на альбомах ливерпульской четвёрки всё более заметной становится индивидуальность каждого члена группы, но поначалу сохраняется стилистическое единство и концепция пластинок. «Белый альбом»1968 года состоит из 30 совершенно разных по стилистике песен - во время его записи музыканты уже ни о чём не советовались друг с другом, а приносили в студию готовый материал. Здесь «Битлз» больше нет, есть отдельные солисты, соревнующиеся за первенство. Участники группы параллельно записывают материал для сольных альбомов. В это время Джон всё больше отдаляется от коллектива и создаёт совместные записи с Йоко.
В 1969 выходит пластинка «Abbey Road», где практически каждая, написанная Ленноном, песня посвящена или связана с Йоко. Она взяла его за руку и показала новый путь для существования и развития, не всё было гладко в их отношениях, но они жили в унисон, пока пули Марка Чемпмэна не унесли жизнь Леннона. Возможно, в глазах многих он стал подкаблучником, но главным остаётся одно - Джон был счастлив.
Мысль об уходе зародилась ещё до встречи с Йоко, но, когда я познакомился с ней, это было так, как будто она моя первая женщина. А когда у тебя появляется женщина, ты оставляешь приятелей в баре, а сам уходишь. Ты уже больше не играешь с ними в футбол или, там, на бильярде. Некоторые, правда, продолжают играть- но только по пятницам, вечерами. Но когда я нашёл свою единственную женщину, интерес к друзьям пропал, они стали просто школьными приятелями не более.
Джон Леннон . Из интервью журналу Playboy
Мы - единственные четыре человека, которые видели Битломанию изнутри, поэтому мы связаны навсегда, что бы ни случилось.
Пол Маккартни
На протяжении всего существования группы находились те, кто считал себя (или кого считали) пятым Битлом. Эти люди прикасались к магии «Битлз», влияли в большей или меньшей степени на судьбу и музыку коллектива. В этот список не вошло множество имён, но мне не хотелось нарушать магию чисел. В процессе работы над статьёй наткнулась на материал журнала Rolling Stones с совершенно очаровательным названием «Пятая нога жука», где вы можете ознакомиться с остальными претендентами на титул «пятого Битла».
The Beatles чувствовали друг друга с полуноты, создавали музыкальное волшебство, пронизывающее насквозь. Даже после распада и после смерти двух участников они остаются неделимыми в сердцах тех, кто ценит и любит их незабвенное творчество. И главным пятым элементом в этой истории, который способен создать единое целое из разрозненных частей, навсегда останется Любовь. Ведь она, всё, что нам нужно.