Найти тему
Виктор Карпов

Почему кино - не искусство?

Слова Ленина о "важнейшем из искусств" оказались пророческими. Кино заменило и затмило собой всё: литературу, живопись, театр. Сегодня кинематограф так же тотально владеет умами и воображением публики, как городской собор в Средние века. Кинематограф вкладывает в головы идеи, формирует мировоззрение. Именно он сентиментальными комедиями привил обществу толерантность к сексуальным меньшинствам, например. Он же отвечает за патриотический подъём, ненависть к врагам (которых сам же и назначает)  и сладостное чувство праведного негодования. Причём, фильм является одновременно и тезисом и доказательством. Предельно убедительным доказательством, ведь каждый зритель становится очевидцем и, чтобы поспорить с фильмом, ему нужно опровергнуть собственное свидетельство, основанное на непосредственном переживании. Кино манипулирует зрителем через прямые и непосредственные реакции: гнев, умиление, смех, страх, сексуальное влечение и так далее. Если перед экраном мы испытываем те же эмоции, что и в жизни, переживаем так же сильно и безоглядно, значит фильм хорош. Непосредственность переживания - источник всепобеждающей силы кино. Но непосредственное переживание и эстетическое переживание - не одно и то же, между ними есть принципиальная разница.

Эстетическое переживание выводит нас за границы привычного чувственного опыта, даёт выход в трансцендентное. Искусство создаёт иную реальность, в которой мы смотрим на всё "глазами бога". В художественной реальности всякое впечатление объёмно и многопланово, там мы не тонем с головой в элементарных эмоциях. Но от этого лишь полнее и отчетливее воспринимаем образы любви и ненависти.

Кинематографу чужда трансцендентность. Он просто имитирует реальность и использует весь огромный арсенал своих технических средств, чтобы добиться как можно более убедительной иллюзии идентичности фальшивой реальности и настоящей. Чтобы всё происходящее в фильме мы восприняли и пережили, так же, как в жизни.

Это такое универсальное peep show. Представьте, бросаешь монетку, окошко открывается, а там все мыслимые зрелища - секс, поножовщина, геройство, щеночек сломал лапку. Хочешь возбуждайся, хочешь дрожи от страха, хочешь плач или смейся, и вообще всё что угодно. Это очень впечатляющий аттракцион. Но не искусство. 

-2